Враждебное вождение никогда не терпелось контролирующим органам, особенно сотрудникам ГИБДД. Поэтому летом 2016 года в Правила дорожного движения был внесен запрет на такое вождение. Однако наказание за опасное вождение пришлось устанавливать долго.
Что такое «закон об опасном вождении»? Как избежать наказания за него в 2023 году? Какие статьи и пункты Административного кодекса и Правил определяют такое вождение? Давайте разберемся в этом!
Что считается рискованным вождением?
Этот вопрос подробно рассматривается в разделе 2.7 Правил дорожного движения, но объем текста не дает однозначного ответа.
В целом, рискованным считается любое действие, которое водитель совершает несколько раз. К ним можно отнести:
Переключение полос движения с созданием конфликта
Переключение полос движения в условиях перегруженного движения (даже если это не создает помех) считается одним из видов рискованного вождения, за исключением случаев, когда это делается для поворота, объезда препятствия или остановки.
Расстояние наблюдения и боковой интервал
Кроме того, при движении необходимо соблюдать правила дорожного движения, касающиеся дистанции и бокового интервала между транспортными средствами.
Необоснованное торможение
Кроме того, если человек резко тормозит без необходимости, чтобы избежать столкновения, это является нарушением правил.
Неоднократное создание угрозы жизни людей
Когда речь идет о препятствовании обгону, для признания инцидента «опасным вождением» необходимо наличие двух элементов. Во-первых, действие должно быть совершено несколько раз. Фактически даже сочетание двух отдельных маневров является достаточным для того, чтобы это было расценено как опасное вождение. Во-вторых, действие должно представлять реальную опасность аварии, включая возможность гибели или ранения людей.
Запрещенные действия на дороге
Ниже приведена официальная трактовка того или иного пункта правил дорожного движения.
Водителям запрещается совершать опасные маневры на дороге. Это, в частности, игнорирование права проезда других транспортных средств, смена полосы движения при наличии свободных полос, несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущих транспортных средств, нарушение безопасных интервалов между ними, резкое торможение без причины, блокирование попыток обгона, если эти действия могут привести к причинению вреда человеку, повреждению имущества или иным формам материального ущерба.
Опасность впереди!
Неоднократное повторение любого из перечисленных ниже действий за рулем может поставить вас под угрозу:
— Резкое торможение — Переключение полос движения в условиях затора — Движение слишком близко к впереди идущему автомобилю — Препятствие обгону другого автомобиля — Движение слишком близко к боковой поверхности другого автомобиля
К 2023 году все эти действия будут считатьсяОпасным вождением. Будьте осторожны на дорогах!
Агрессивное вождение
Существует множество примеров такого вождения, например, обгон с последующим торможением или подрезание другого автомобиля. Именно это имели в виду законодатели, создавая термин «ПДД».
Что не считается опасным вождением?
Очевидно, что некоторые маневры и ситуации водителя, по определению термина, не считаются агрессивным вождением.
Без указателей поворота
Если вы пытаетесь перестроиться без включенных сигналов поворота, это не только опасно, но и противозаконно.
Запрещено поворачивать со второго ряда
В некоторых случаях поворот из второго ряда запрещен. Пожалуйста, соблюдайте правила дорожного движения.
No Wagging
При наличии разметки запрещается «вилять» из стороны в сторону в пределах своей полосы. Это опасная практика, и ее следует избегать.
Соблюдать дистанцию и интервалы
Соблюдайте безопасную дистанцию или боковой интервал, например, во время движения. Не подъезжайте слишком близко к впереди идущему автомобилю.
Не превышать скорость и не разгоняться со светофора
Превышение скорости и разгон со светофора запрещены и должны быть исключены.
Штрафы за опасное вождение
С июня 2023 года будет введен штраф за опасное вождение. В настоящее время уже разработан и принят в первом чтении законопроект о введении этого нового наказания. Под него будут подпадать не только дрифты, но и любые другие нарушения правил дорожного движения, не указанные в п. 2.7.
Конкретный размер штрафа пока не определен, однако в настоящее время он активно обсуждается.
Новое наказание за опасное вождение
Данный законопроект вводит в Административный кодекс новую статью, обозначенную как 12.38. Все законы с номерами, начинающимися на 12, имеют отношение к штрафам, связанным с дорожным движением, и самым большим номером в настоящее время является 12.37. Вот формулировка нового наказания: Статья 12.38. Опасное вождение», что влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.
Штраф за опасное вождение
Штраф за опасное вождение составляет внушительные 5 000 ₽ Никаких других последствий, таких как лишение прав, административный арест, дополнительные наказания или меры обеспечения, такие как конфискация или арест имущества, за данное нарушение не предусмотрено.
Рассмотрение проекта
Проект закона о штрафе за агрессивное вождение был согласован в первом чтении. Для принятия или отклонения он пройдет еще два чтения. Ознакомьтесь с официальным текстом законопроекта, чтобы быть в курсе событий.
Штрафы за опасное вождение не снимаются на камеру
Из официальных источников пока ничего не известно о штрафах за опасное вождение по камерам. Камеры автофиксации не смогут определить столь сложное нарушение в 2023 году. Для наложения штрафа необходимо соблюдение двух условий:
-
Наличие доказательств нарушения.
-
Официальное подтверждение факта нарушения.
Опасное вождение
Неоднократное выполнение в сжатые сроки маневров, которые могут привести к аварии, не всегда будет зафиксировано камерами, что позволит избежать штрафа за агрессивное вождение.
Для создания помех другим водителям требуется изменение скорости и/или траектории движения, что камерами не фиксируется. Следовательно, они не смогут наложить штраф.
Можно ли получить штраф за опасное вождение?
Нет, даже сотрудник ГИБДД на улице не сможет выписать штраф за такое нарушение. Несмотря на то, что запрет оформляется только на бумаге, его все равно можно нарушить. По аналогии со многими другими нарушениями, которые трудно выявить, инспектор ГИБДД сможет только составить протокол. Поэтому, обнаружив нарушение, сотрудник все равно остановит вас и заведет административное дело. Однако окончательное решение имеет право принять только его начальник.
Порядок действий инспектора при нарушении правил дорожного движения
Если сотрудник ГИБДД замечает, что кто-то неоднократно нарушает ПДД в агрессивной форме (например, подрезает, предварительно создав помеху), он останавливает его и составляет административный протокол. Затем на основании этого протокола заводится дело о нарушении, в котором указываются фамилия нарушителя, данные инспектора, дата/время совершения правонарушения, дата/время рассмотрения дела, а также любые показания нарушителя.
Шаг 3: Инспектор рассматривает ваше дело
После того как сотрудник полиции проведет расследование, он представит его результаты инспектору. Инспектор рассматривает ваше дело и выдает вам копию протокола, в котором указаны дата, время и место слушания дела о нарушении правил дорожного движения.
Шаг 4: Протокол передается руководителю
После этого инспектор передает протокол своему руководителю.
Шаг 5: Инспектор выносит окончательное решение
В назначенное время инспектор выносит окончательное решение по вашему нарушению правил дорожного движения, независимо от того, присутствуете вы или нет.
Критерии опасного вождения
Правила дорожного движения содержат четкие критерии опасного вождения, однако в отношении агрессивного вождения остается много неясных деталей. В случае принятия решения о наложении штрафа за такое нарушение копия постановления вручается нарушителю или высылается ему по почте, если он не явился на инструктаж.
Вопросы об опасном вождении
Какой промежуток времени должен пройти между двумя правонарушениями, чтобы вождение считалось опасным? В соответствии с законодательством конкретного ответа на этот вопрос не существует.
Доказательства опасного вождения
Должен ли инспектор доказывать факт опасного вождения и каким образом? Более подробно этот вопрос рассматривается ниже.
Интенсивное движение
Что считать интенсивным движением, при котором невозможно совершить маневр? В Правилах 2023 года нет ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может возразить, что он собирался повернуть или дать задний ход, тем самым устранив нарушение.
Определение безопасности и расстояния в правилах дорожного движения
В Правилах дорожного движения нет четкого указания на числовое значение расстояния между транспортными средствами при движении. Скорее, отсутствие конкретного определения безопасного расстояния подразумевает, что до тех пор, пока не произойдет инцидента, расстояние считается безопасным.
Основным фактором, который необходимо учитывать, является потенциальная угроза аварии. Свидетельствует ли отсутствие аварии о том, что движение было безопасным? На этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений.
Обязан ли сотрудник ГИБДД предъявлять доказательства опасного вождения?
К сожалению, ответ на большинство поставленных выше вопросов не является положительным для водителя. Согласно Административному кодексу, человек, разбирающий ситуацию, выносит решение, основываясь на собственном мнении. Посчитал сотрудник, что поток машин оживленный — штраф, не согласился с тем, что вы совершаете разворот — еще один штраф, посчитал боковое пространство опасным — еще один штраф. Должен ли сотрудник ГИБДД доказывать, что вождение было рискованным?
Противоречия в судебной практике 2023 года
Судебная практика 2023 года вызывает много споров вокруг других нарушений, таких как непропуск пешеходов. С одной стороны, известно, что суды назначают штрафы и лишают прав только на основании протокола, веря словам сотрудника ГИБДД, поскольку он давал присягу, а обычный водитель — нет, и что водитель может врать, а инспектор — нет. С другой стороны, это приводит к несправедливости, так как у водителя нет возможности доказать свою невиновность.
Возникает вопрос, стоит ли продолжать такую практику или нет. Необходим сбалансированный подход, который обеспечит справедливость как для водителей, так и для сотрудников ГИБДД.
Верховный Суд Российской Федерации: Презумпция невиновности
Недавно Верховный суд РФ принял решение, в котором утверждается, что протоколы сотрудников ГИБДД не являются достаточным основанием для доказательства вины водителя. Для сохранения презумпции невиновности необходимы иные доказательства. Эта же концепция применима и к штрафам за другие нарушения, такие как опьянение или превышение скорости, где закон не требует специальных доказательств. К сожалению, судьи часто выносят решения в пользу инспекторов, несмотря на разъяснения Верховного суда.
Комментарии закрыты.