Топливный фильтр как устроен и как работает, когда менять

28

Топливо, даже с самой лучшей и дорогой АЗС, не является чистым. Нефтеперерабатывающие заводы могут производить чистое топливо, но прежде чем оно попадает в бак, оно проходит через насосы, трубопроводы, краны, металлические или синтетические трубки. Все это приводит к износу, в результате чего в топливо попадают частицы резины, металла и ржавчины.

Топливные фильтры в автомобилях

Если покупать топливо из сомнительного источника, это может быть опасно. Бензин и дизельное топливо могут храниться в емкостях, которые не всегда чисты. Для защиты двигателя автомобили оснащаются топливными фильтрами.

Типы топливных фильтров

На всех автомобилях устанавливаются два топливных фильтра. Это необходимо для того, чтобы в топливную систему не попадало ничего лишнего.

Фильтр грубой очистки

Фильтр грубой очистки, чаще всего мелкоячеистый, защищает топливный насос от попадания крупных частиц.

Фильтр тонкой очистки

Этот фильтр тонкой очистки обеспечивает более надежную защиту хрупкого топливного оборудования, такого как:

Топливный насос

Он подает топливо из бака к топливным форсункам под равномерным давлением.

Топливные форсунки

Впрыскивают топливо в камеру сгорания. Фильтр очищает топливо от частиц, слишком мелких, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом, а также от продуктов распада, образующихся в топливном насосе.

Топливный фильтр с тонкой очисткой

Фильтрующий элемент заключен в алюминиевый корпус, а стрелка на корпусе указывает направление потока топлива. Данный тип фильтра устанавливается в инжекторных двигателях.

Можно ли ездить на автомобиле без топливного фильтра?

Топливные фильтры грубой и тонкой очистки можно встретить даже в самых простых автомобилях с карбюратором. Без него можно остаться только в двух случаях.

Казусы при ремонте топливной системы

Казусы при ремонте топливной системы, к сожалению, не редкость. Например, при очистке топливных форсунок поток топлива можно пустить в обход, не проходя через фильтр. Для этого на крюк капота, ведущий к топливному насосу, надевается специализированный нагнетатель и отключается топливный насос. После этого в нагнетатель заливается специальная жидкость для очистки топливной системы, и двигатель работает на ней. Очень важно, чтобы механик был предельно осторожен при выполнении таких операций и соблюдал чистоту. Необходимо также правильно установить сетку топливного насоса.

Нефильтрованная машина

Без фильтра машине придется нелегко. Двигатель не выдержит: фильтр грубой очистки возьмет на себя более крупную грязь, но быстро засорится. Топливный насос может выйти из строя, если в него из бака попадет значительная песчинка. Если частицы невелики, насос не прекратит работу, но будет работать с большим трудом, разбивая песок, грязь и ржавчину в баке.

Ухудшение без фильтра тонкой очистки

Без фильтра тонкой очистки последствия гораздо серьезнее: приходят в негодность дорогостоящие детали топливной системы, такие как топливные насосы и форсунки. Внутри топливного насоса высокого давления находится поршень и гильза. Если в них попадет хотя бы одна крупная частица, насос будет сильно поврежден, что снизит его эффективность. На конце форсунки находится распылитель с несколькими отверстиями. Чем они меньше и чем выше давление топлива, тем больше топлива правильно смешивается с воздухом, что приводит к увеличению мощности двигателя и улучшению топливной экономичности. Например, на дизельных двигателях КАМАЗ распылители имеют четыре отверстия диаметром 0,2–0,3 мм. Мельчайшая песчинка может легко забить одно или несколько из них, что приведет к ухудшению работы двигателя и увеличению расхода топлива.

Конструкция топливного фильтра Картридж бескорпусного фильтра расположен в форме гармошки, образованной цилиндрическим бумажным рулоном. Конструкции могут быть различными: картридж может иметь уплотнительные кольца в верхней части и небольшую рамку в основании для улавливания воды. В качестве альтернативы картридж может иметь трубки или каналы для удаления воды без полной разборки.

Специальная полость для топливной системы

При выборе топливного фильтра следует обратить внимание на качество упаковки. Он должен быть не только в картонной коробке, но и в герметичном пакете или пленке. Это обеспечит его защиту от влаги. В дизельном двигателе Volkswagen Tiguan установлен бескорпусной топливный фильтр тонкой очистки. Кроме того, имеется трубка для отвода воды, скапливающейся в основании корпуса.

Структура корпусного фильтра

Как правило, корпусные фильтры присутствуют в нижней части и изготавливаются из алюминия — материала, наиболее устойчивого к коррозии. В некоторых случаях вместо него используется пластик. Внутри корпуса находится цилиндрическая гармошка из фильтровальной бумаги.

Типы фильтров

Корпуса фильтров могут различаться в зависимости от типа карбюратора. Если давление топлива низкое, то корпус может быть изготовлен из тонкого прозрачного пластика и иметь меньшие размеры. Это упрощает оценку состояния фильтра, так как загрязнения можно легко обнаружить на картридже. Если загрязнение значительное, то необходима замена фильтра.

Топливные инжекторы и дизели

Инжекторы

Давление выше, а требования к очистке остаются прежними. В качестве материала используется алюминиевый корпус, на котором иногда указывается давление. Если это так, значит, внутри находится редукционный клапан. Как правило, эти устройства оснащены тремя штуцерами: впускным, выпускным и «обраткой» для возврата лишнего топлива в бак.

Diesels

Чаще всего блок имеет вертикальную форму и может быть изготовлен из алюминия или толстостенного пластика. Он содержит четыре штуцера: входной, выходной, возврат из топливной рампы и возврат в бак. Некоторые из них могут также иметь штуцер для слива воды или датчик воды в топливном фильтре.

Фильтры без датчиков или фитингов

Некоторые фильтры могут не иметь датчика или фитинга. В этом случае имеется только заглушка. Необходимо снять датчик со старого фильтра и установить его. На корпусе бензинового топливного фильтра обычно указывается значение рабочего давления. Топливный насос нагнетает топливо с хорошим давлением, обеспечивая его непрерывную подачу. Редукционный клапан снижает избыточное давление и направляет часть топлива обратно в бак.

Внешне идентичны, но рабочее давление имеет значение

При взгляде на два топливных фильтра может показаться, что они одинаковы, но важно учитывать рабочее давление в топливной системе. Для атмосферных двигателей это давление составляет 4 бар, а в баке находится только один топливный насос. Турбодвигатели с непосредственным впрыском должны обеспечивать давление 6,6 бар для привода топливного насоса. После этого давление повышается до 40–60 бар. В зависимости от двигателя на этикетке на корпусе фильтра может быть указано давление 4,5 или 3,8 бар.

Больше никакого обслуживания

Топливные фильтры, не требующие обслуживания, устанавливаются в корпус топливного насоса в топливном баке и остаются там на весь срок службы автомобиля. Однако замена такого фильтра может быть сопряжена с некоторыми трудностями. Во-первых, этот процесс не оговорен в регламенте, поэтому стоимость работ будет значительно выше. Во-вторых, фильтр может не поставляться как отдельная деталь, в каталоге будет указан топливный насос в сборе с фильтром.

Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg

Корпус топливного фильтра бензинового Volkswagen Tuareg расположен над топливным насосом и приобретается отдельно. В настоящее время его замена не регламентирована. Приобрести его нелегко, поэтому важно подбирать фильтр по идентификационному номеру автомобиля (VIN). Если пренебречь этим указанием, двигатель будет работать неправильно, а некоторые детали могут быть повреждены.

Перепады давления

Если топливный фильтр от атмосферного двигателя с давлением 4 бар установить в автомобиль с двигателем с турбонаддувом, которому требуется давление 6,6 бар, топливо не будет поступать непрерывно. Двигатель может хорошо работать на холостом ходу, однако под нагрузкой возникают осечки. Топливно-воздушная смесь будет ослаблена, а давление окажется недостаточным. Блок управления двигателем будет пытаться регулировать смесь на некоторых оборотах, но при этом будут возникать проблемы с повышением оборотов.

Выбор правильного топливного фильтра

Если на двигатель меньшей мощности установить топливный фильтр с большим давлением, то, скорее всего, форсунки будут выдавать больше бензина, делая смесь более концентрированной. Это может привести к детонации, когда бензовоздушная смесь в цилиндре воспламеняется раньше, чем положено. Если электронная система не распознает эту проблему, это может привести к серьезным повреждениям двигателя.

Не всегда удается приобрести оригинальный топливный фильтр, его может не быть в наличии или он слишком дорог. Но обычно существуют хорошие аналоги, которые можно использовать. Чтобы не ошибиться с выбором, обратитесь к механику на станции технического обслуживания, и он даст вам наилучший совет.

Выбирайте с умом

Если вы занимаетесь выбором фильтра, то старайтесь не выбирать недорогие. Китайская марка сообщила о проблемах с редукционным клапаном: 10% фильтров издают невыносимый свистящий звук при работе топливного насоса. Неизвестно, могут ли фильтры поддерживать необходимое давление, но потребители продолжают массово их возвращать. Мало того, что ситуация неприятная, так еще и придется вызывать эвакуатор, если автомобиль не сможет доехать своим ходом.

Когда менять топливный фильтр

В соответствии с требованиями производителя автомобиля необходимо заменять топливный фильтр. Например, на автомобиле Volkswagen Polo Sedan его рекомендуется менять каждые два года или каждые 30 тыс. км. Фильтр расположен в нижней части автомобиля, рядом с топливным баком, и к нему можно легко добраться. На автомобиле Kia Rio фильтр находится в корпусе топливного насоса, внутри бака. Для его замены необходимо снять и разобрать топливный насос. Однако для этого существует регламент — 60 000 км.

Правила замены дизельных двигателей на коммерческом транспорте

При использовании дизельных двигателей на коммерческом транспорте регламент замены может отличаться от легковых автомобилей. Например, дизельный Volkswagen Transporter T6 требует замены топливного фильтра раз в два года или через каждые 40 тыс. км. Периодичность замены топливного фильтра всегда указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если ваш автомобиль не комплектуется фильтром или в руководстве по эксплуатации не указан определенный регламент замены, будьте бдительны, следя за режимом работы автомобиля и работой двигателя. При засорении топливного фильтра появляются определенные признаки.

Трудности с автомобилем

Двигатель может кашлять, глохнуть и даже внезапно останавливаться. После длительного стояния на месте его бывает трудно завести. При движении в гору или с дополнительным грузом автомобиль может плохо разгоняться, ощущаются вибрации, ухудшается пробег. Лучше всего отвезти автомобиль в сервисный центр для проверки, но обычно первой рекомендацией механиков является замена топливного фильтра. Это самая простая проблема, которая может оказаться виновной, а если это не так, то диагностика может быть продолжена.

Помните о топливном фильтре

Не затягивайте с заменой топливного фильтра. Строго соблюдайте рекомендации или произведите замену раньше, если вам приходится заливать топливо в непроверенные места. При самостоятельной замене ожидайте грязи, а также проблем, связанных с загрязнением или коррозией.

Убедитесь, что вы указали расходы на замену фильтра

При замене фильтра в автомобиле обязательно уточните, сколько это будет стоить. Несмотря на то, что покупка инструмента для самостоятельного выполнения работ может показаться более экономичным вариантом, в итоге это может оказаться в несколько раз дороже, чем выполнение работ профессионалом. Фильтр следует заменять каждые два года.

Избегайте самых дешевых фильтров

Не соблазняйтесь на самые дешевые фильтры. Проблемы с ними могут проявиться не сразу, однако если вы находитесь далеко от дома и что-то пошло не так, возможно, придется вызывать эвакуатор для оказания помощи.

Комментарии закрыты.