Горьковский автомобильный завод имеет длинную и впечатляющую летопись. В настоящее время он является крупнейшим поставщиком грузовых автомобилей, микроавтобусов, силовых агрегатов и специализированной техники. Кроме того, завод выпускает легковые автомобили.
Рождение ГАЗа
В 1932 году на базе Нижегородского автомобильного завода им. Молотова в соответствии с договором между Ford Motor Company и Высшим экономическим советом СССР. Ford-AA и Ford A — две модели, которые послужили образцом для нового производства грузовых и легковых автомобилей. 1 января 1932 года состоялось официальное открытие завода, а через месяц был выпущен первый грузовик ГАЗ АА. Наконец, в декабре того же года модельный ряд марки пополнился пятиместным легковым автомобилем «А».
Популярность ГАЗ-А
Огромная популярность продукции Горьковского автозавода наглядно проявилась, когда с конвейера сошел 100-тысячный ГАЗ-А, спустя всего два года после начала производства. Памятной датой в летописи Музея истории ГАЗа стало 17 апреля 1935 года. В соответствии с соглашением, заключенным с США, они были обязаны поддерживать отечественного производителя в течение пяти лет. За это время была передана документация на модель 1933 года. Однако иностранный автомобиль практически не годился для использования в СССР и должен был быть переделан и доработан, чтобы стать пригодным для советских граждан. Так, была изменена конструкция: продольные рессоры заменены на поперечные, мощность 4-цилиндрового двигателя увеличена на 50 л. с.
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1 «Эмка»
Четырехдверный седан ГАЗ-М-1 был известен в народе как «Эмка». Этот автомобиль был самым популярным среди граждан предвоенного государства. На базе этой модели были созданы различные модификации, такие как фаэтон с полным приводом и внедорожник с закрытым кузовом типа седан.
Внедорожник ГАЗ-64: сила, с которой нужно считаться
Перед началом Великой Отечественной войны на заводе был создан армейский внедорожник ГАЗ-64. Он обладал повышенной проходимостью, что сделало его основным средством передвижения в войсках. В 1941 году был выпущен предсерийный экземпляр, обладавший множеством невероятных достоинств.
Автомобиль был без дверей, что позволяло быстро покинуть салон. Кроме того, база была укорочена на 755 мм, что позволило отказаться от карданного вала. Таким образом, автомобиль стал настоящей силой, с которой нужно было считаться.
Производство ГАЗ-64
С 1941 по 1943 год Горьковский завод занимался производством военной техники, а также танков. Сохранились сведения о производстве серии танков Т-38, которые плавали. Их было выпущено всего 35 штук. После испытаний техники в боевых условиях был изготовлен усовершенствованный вариант, получивший название «Танк Молотова». Даже после длительной работы над конструкцией осенью 1941 года было принято решение о прекращении дальнейших разработок.
ГАЗ корректирует военное производство
В течение всей Великой Отечественной войны Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) вынужден был перестраивать свою работу в соответствии с требованиями военных. Основное внимание уделялось танкам, и в октябре того же года был выпущен Т-60, а вскоре за ним последовал более прочный Т-70. В декабре 1942 года появился Т-80 с двухместной башней.
Кроме танков, ГАЗ выпускал самоходные артиллерийские установки типа СУ-76, а также двигатели, минометы и др.
Бронеавтомобиль БА-64
Бронеавтомобиль БА-64, выпущенный в 1942 году, был создан на базе модели ГАЗ-64, созданной В. А. Грачевым, который впоследствии получил Сталинскую премию. Грачева, получившего впоследствии Сталинскую премию за свои труды. В следующем году серия ГАЗ была расширена за счет автомобиля ГАЗ-67Б, обладавшего повышенной проходимостью. Во время войны завод ГАЗ часто подвергался нападениям, что привело к серьезным разрушениям. В ремонте предприятия участвовало 35 тыс. человек, которые работали по 20 часов в сутки. После 100 дней работы завод был полностью восстановлен, хотя производство грузовика ГАЗ-ААА было прекращено, а выпуск БА-64 и некоторых других моделей приостановлен. Государство отметило усилия рабочих, наградив предприятие ГАС орденами Отечественной войны I степени, Ленина и Красного Знамени.
Послевоенная стратегия
После окончания войны ГАЗу предстояло принять решение о своем будущем. Чтобы удовлетворить потребности рынка, было решено расширить ассортимент выпускаемой продукции. Это привело к появлению в 1946 году автомобиля «Победа» М-20 ГАЗ, затем снегохода и грузовика ГАЗ-51. Этот мощный автомобиль, способный перевозить до 2,5 т груза, выпускался с 1952 по 1972 год.
Пополнение модельного ряда: ГАЗ-63 и ГАЗ-69
Через два года после выпуска первоначального модельного ряда появилась модель ГАЗ-63, а еще через год — ГАЗ-69. Последний в процессе разработки получил прозвище «Рабочий». Он продавался в 1953–1956 годах, а затем перешел на завод УАЗ. Он внес огромный вклад в мировую автомобильную промышленность: на нем были созданы многочисленные модификации, которые поставлялись в 56 стран, в том числе в Румынию и Северную Корею, где даже имелась документация на его сборку.
Зимний выпуск: 1948–1960
В 1950 году был выпущен всемирно известный ZIM с салоном, рассчитанным на шесть человек. Длина этого седана составляла 5530 мм, а колесная база — 3200 мм, что обеспечивало просторный салон, идеально подходящий для политических и административных чиновников. Обладать таким автомобилем могли позволить себе только самые привилегированные слои населения. ZIM был первым в своем роде автомобилем с трехрядной компоновкой сидений, что было революционным для своего времени. Кроме того, инженеры, проектировавшие автомобиль, предусмотрели гидромеханическую трансмиссию, которая обеспечивала плавный ход автомобиля.
Культовая «Волга» ГАЗ-21
В середине 50-х годов стало очевидно, что предыдущая модель «Победы» себя изжила. Это привело к созданию автомобиля ГАЗ-21 «Волга», который оставил неизгладимый след в жизни нескольких поколений. Автомобиль оснащался новым двигателем, наиболее примечательной особенностью которого была клиновидная камера сгорания. Мощность составляла 70 л. с., а максимальная скорость — 130 км/ч. В дальнейшем автомобиль выпускался в различных модификациях и поставлялся на экспорт. Кроме того, «Волга» использовалась в службах скорой помощи.
ГАЗ-13: 1959–1981 ГГ.
С конца 50-х годов в модельном ряду ГАЗа появилось революционное пополнение — ГАЗ-13 или «Чайка». Этот автомобиль вмещал до семи человек, а его внешний вид все больше напоминал классические американские модели. Особое внимание уделялось его техническим возможностям: V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью рекордные 195 л. с., гидроусилитель руля, четырехкамерный карбюратор, гидромеханическая коробка передач. Престижность автомобиля подчеркивалась наличием таких необычных для автомобилей того времени функций, как электрические стеклоподъемники, множество кнопок, омыватель лобового стекла, радио, противотуманные фары и т. д. Автомобиль выпускался как в варианте лимузина, так и кабриолета.
ГАЗ-2102 Производство: 1981–2009
В 1958 году Горьковский автомобильный завод под руководством И. И. Киселева на Всемирной выставке в Брюсселе получил Гран-при за автомобили «Волга», «Чайка» и ГАЗ-52 (грузовой). Это стало началом 25-летнего пребывания Киселева на посту руководителя завода, в течение которого он внедрил специализированные заводы, превратившие ГАП в одно из крупнейших производственных предприятий своей эпохи.
Значительное улучшение производства грузовых автомобилей
За время его работы был сделан огромный скачок в производстве грузовых автомобилей. С конвейера сошло множество модернизированных моделей, таких как культовые ГАЗ 52, 53А и 66. Последняя отличалась от остальных улучшенными эксплуатационными характеристиками.
Кардинальный прорыв в динамике
В 1970 году был выпущен ГАЗ-24 с 98-сильным двигателем, который позволял «Волге» развивать скорость до 140 км/ч. Седан также славился большим объемом багажника, просторным салоном и удобным управлением.
Модернизация ГАЗ-14 «Чайка»
В то же время руководство компании продолжает вкладывать средства в обновление ГАЗ-14 «Чайка». К концу 79-го года был выпущен автомобиль 3-го поколения. Посадочная емкость автомобиля осталась прежней, но улучшились его технические характеристики. V-образный 8-цилиндровый двигатель развивал мощность 220 л. с., а максимальная скорость возросла до 175 км/ч. В 1980 году был создан новый 4-цилиндровый двигатель — ЗМЗ-406, который стал сердцем автомобилей ГАЗ и УАЗ. Позже он был модернизирован до ЗМЗ-409 и до сих пор используется в современных автомобилях.
ГАЗ: центральный производитель автомобилей на дизельном топливе
Стремясь использовать возможность стать ведущим производителем автомобилей на дизельном топливе, руководство ГАЗа предпринимает меры для того, чтобы не упустить эту нишу. В 1984 году был выпущен автомобиль ГАЗ-4301 с двигателем на тяжелом топливе и воздушной системой охлаждения.
Кроме того, в серийное производство была запущена «Волга», получившая обозначение ГАЗ-3102. Эта версия отличалась современным интерьером, обновленным экстерьером, новой приборной панелью и усовершенствованной тормозной системой. Вскоре эта модель была принята в качестве официального автомобиля всей советской номенклатуры и продержалась в эксплуатации значительное время.
Постсоветское производство Н. А. Pugin
В 1992 году в корпорации «ГАЗ» произошли серьезные преобразования, президентом которой стал Н. А. Пугин стал ее президентом. Это ознаменовало начало новой эры в развитии компании, основным направлением которой стало производство легковых автомобилей.
Первым автомобилем новой эпохи стал ГАЗ-31029, отличавшийся характерным дизайном и измененной задней частью. Он стал символом современного автомобилестроения и выпускается до сих пор.
Преобразование ГАЗа в 1992 году стало важной вехой в истории компании и началом нового этапа ее развития.
Грузовик «Газель
В 1994 году был выпущен автомобиль «Газель» в его современном виде. Этот автомобиль оказался настолько удачным, что стал широко известен во всех странах СНГ, не имея практически никаких аналогов. Первые 11 лет были самыми продуктивными для выпуска этой модели.
Волга
ГАЗ не хотел отказываться от своей культовой «Волги», поэтому в 1997 году была приобретена лицензия у австрийской компании Steyr. Эта лицензия позволяла выпускать дизельные двигатели для грузовых, легковых автомобилей и микроавтобусов.
Большая революция в истории автомобилей ГАЗ
В 2000 году в истории автомобилей ГАЗ произошел знаменательный перелом. Контрольный пакет акций перешел к «Базовому элементу». В результате завод был передан холдингу «РусПромАвто», а через пять лет реорганизован в «Группу ГАЗ». Этот переход дал положительный результат, так как нынешний менеджмент смог провести реструктуризацию и инвестировать в производство коммерческого транспорта, автомобилей Е-класса и двигателей ЗМЗ.
Группа ГАЗ пытается возродить «Волгу
В 2008 году «Группа ГАЗ» приступила к реализации проекта по покупке английской компании LDV Group, производителя микроавтобусов Maxus. Однако предприятие оказалось убыточным, и проект был свернут уже через год. После этого была предпринята попытка возродить «Волгу», для чего на автомобильном заводе DaimlerChrysler было организовано производство Volga Cyber. К сожалению, из-за низкого спроса она была снята с производства через два года. До этого в течение трех лет выпускался ГАЗ-31105, а в 2009 году его производство было прекращено.
В 2010 году началась эпоха преобразований, когда отечественный производитель и концерн Daimler заключили партнерство. Это ознаменовало начало производства Mercedes-Benz Sprinter. Тогда же на конвейере появилась «Газель-Бизнес», олицетворяющая комфорт, надежность и безопасность. В последующие месяцы стало очевидно, что успех автомобиля неизбежен, и впоследствии был выпущен двигатель ЗМЗ, дополненный газобаллонным оборудованием.
Партнерство ГАЗа и Volkswagen
В 2011 году компании General Motors, Volkswagen и ГАЗ пришли к соглашению о создании партнерства. Партнерство было направлено на сборку нового поколения Chevrolet Aveo. Мощность производства оценивалась в 110 тыс. автомобилей в год.
Запущено пятое поколение
В 2014 году было выпущено пятое поколение Газона Next, которое стало продолжением среднеразмерных автомобилей. Эта модель пришла на смену версии 3309 и отличалась просторной и эргономичной кабиной, которая была практически копией Газели Next.
Турбодизельный двигатель
На модель устанавливался турбодизельный двигатель мощностью 153 л. с. и объемом 3,7 л или двигатель российской разработки ЯМЗ-5344–20 объемом 4,4 л и мощностью 149 л. с.
Выпуск бизнес-моделей
В настоящее время на российском рынке представлен целый ряд автомобилей, предназначенных для бизнес-целей. Одной из самых популярных моделей является Sable 4×4, также известный как «Баргузин», оснащенный теми же двигателями.