В ноябре 2022 года на бывшем заводе Renault в Москве официально началось производство автомобилей «Москвич». Первой моделью, вышедшей с завода, стал кроссовер, получивший название «Москвич-3». Начало продаж этого автомобиля намечено на декабрь 2022 года. Руководит проектом компания «Завод КИМ», специализирующаяся на массовом производстве автомобилей.
Сборка ГАЗа в 1930-е годы
В 1929 году СССР заключил соглашение с компанией Ford Motor Company о строительстве в Нижнем Новгороде автомобильного завода, который впоследствии стал называться Горьковским автомобильным заводом (ГАЗ).
До создания полноценного предприятия сборка грузовых автомобилей из машинокомплектов была налажена на двух автосборочных заводах — ГЗ-1 в НН (впоследствии Горьковский автобусный завод, ныне завод аппаратуры связи им. А. С. Попова) и ГЗ-2 в Москве.
Основное предприятие располагалось на Остаповском шоссе (ныне Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-е годы оно было занято сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА, сначала из американских, а затем из советских комплектующих.
Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи
В конце 1930-х годов завод ГАС был выведен из эксплуатации и переименован в «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи» (КИМ). Был создан субкомпактный автомобиль КИМ-10, созданный по образцу американского Ford Prefect, с цельнометаллическим полусамонесущим кузовом. До начала войны было готово около 300 таких автомобилей, а 1 августа 1941 г. планировалось начать их серийное производство.
Быстрая реакция на войну
Как только началась Великая Отечественная война, завод КИМ был перебазирован в Свердловск для начала производства легких танков Т-60 и Т-70. Первая партия «москвичей» была собрана за 23 дня.
Расширение автомобильного производства
В мае 1945 г. Совет Народных Комиссаров дал добро на строительство автомобильного завода по выпуску малолитражных автомобилей на базе КИМа. Завод получил название ЗМА (позднее МЗМА).
Указ Сталина об автомобилях
Сначала предполагалось создать КИМ-10. Но в августе 1945 г. в дело вмешался И. В. Сталин и приказал создать копию немецкого автомобиля Opel Kadett K38 образца 1937–1940 гг. Историки предполагают, что чертежи и инструменты были вывезены с территории Германии, находившейся под советским контролем. Однако другие источники считают, что автомобиль был разработан заново, на основе существующих образцов и шаблонов.
Москвич-400: символ советского автопрома
Москвич-400, копия «Кадета», был выпущен в 1946 г. и стал первым в СССР серийным автомобилем, предназначенным для личного пользования. Этот пятиместный седан оснащался четырехцилиндровым двигателем М-400 мощностью 23 лошадиные силы (л. с.). На базе этой модели были также созданы кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году был выпущен «Москвич-401» с более мощным двигателем в 26 л. с. Всего было выпущено около 234 тыс. этих автомобилей.
Второе и третье поколения
В 1956–1965 гг. на МЗМА было разработано следующее поколение «Москвичей» — модели 402, 403, 407 и их производные. Эти модели имели конструкцию, аналогичную первому поколению, с понтонной формой кузова и внешним видом, напоминающим более высококлассный автомобиль ГАЗ-21 «Волга». В общей сложности объем производства превысил 553 тыс. единиц.
История участия российских автомобилей в международных ралли
История участия российских автомобилей в международных ралли началась с автомобиля «Москвич-407». В период с 1964 по 1988 год было создано третье поколение, включающее «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и родственные им модели с более современным дизайном. В 1968 году предприятие было переименовано в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). В 1967 году Ижевский автомобильный завод (предприятие Министерства обороны СССР) начал выпуск автомобиля «Москвич-412», который впоследствии стал самостоятельной маркой. Кроме того, «Москвичи» из советских машинокомплектов собирались в Болгарии (на заводе «Балкан» в Ловече) и Бельгии (на совместном предприятии «Скальдия-Волга» в Брюсселе). В целом, в отдельные годы более половины советского выпуска «Москвичей» уходило на экспорт. Всего было выпущено 3,2 млн. экземпляров третьего поколения.
Четвертое поколение, конец бизнеса
В 1986 году АЗЛК (впоследствии ставший ОАО «Москвич») выпустил «Москвич-2141» — переднеприводный автомобиль со стандартным кузовом хэтчбек. За пределами России эти автомобили продавались под названием «Алеко». Первоначально они оснащались двигателями Волжского автомобильного завода, которые к тому времени уже устарели.
В начале 90-х годов, в связи с сокращением государственного финансирования, производство стало снижаться. Не помог и выпуск модернизированных серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных французских двигателей Renault, которые после дефолта 1998 года стали слишком дорогими.
Конец АЗЛК
В 2002 году главный конвейер АЗЛК остановился, и в итоге компания потерпела банкротство, будучи ликвидированной в 2010 году. За время существования предприятия было выпущено около 716 000 автомобилей четвертого поколения. Вскоре его площадку занял автомобильный завод Renault и технополис «Москва». В 2016 году организация «Рено Россия» официально зарегистрировала в Роспатенте товарные знаки и логотипы «АЗЛК», «Москвич» и «Москвич», срок действия которых истекает в 2025 году.
Возрождение марки «Москвич
16 мая 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил московский автозавод Renault собственностью города, и было объявлено о возрождении исторического автомобильного бренда «Москвич». Главным технологическим союзником завода стал КАМАЗ. 23 ноября 2022 года началось масштабное производство автомобилей. Предполагается, что до конца года будет собрано 600 автомобилей (400 из них — электрические). В 2024 году мелкосерийное производство будет дополнять крупносерийное. Как отмечается в документах, предоставленных на заводе, в 2024 году автомобили будут оснащаться аккумуляторами собственного производства, а в 2025 году москвичи смогут использовать электродвигатели, аккумуляторы и бортовые зарядные устройства, произведенные в Москве.