Бензин — самое популярное топливо, используемое в автомобилях и других транспортных средствах. Он представляет собой сложную смесь, получаемую из нефти, и используется с начала ХХ века. Качество бензина значительно улучшилось по сравнению с первыми видами топлива и регламентируется ГОСТом. Тем не менее, автовладельцы сталкиваются с опасностью использования некачественного топлива. В этом обзоре мы подробно рассмотрим, чем опасны такие топливные смеси и как избежать негативных последствий заправки на сомнительных АЗС.
Состав и марки бензина
Химический состав этого вида топлива сложен и состоит из нескольких фракций нефти, а также кислотных соединений и углеводородов. Для определения качества бензина оцениваются его физико-химические свойства, которые всегда определяются по нефти. Происхождение нефти и расположение скважины также могут влиять на конечный продукт. Например, во многих отечественных месторождениях отмечается повышенное содержание серы, что требует дополнительной очистки для соответствия международным экологическим стандартам.
Производство бензина
Получение топлива из нефти — сложный, многоступенчатый процесс. Началом процесса получения бензина как конечного продукта, минуя добычу и транспортировку сырья на предприятие, можно считать отбор проб из нефти. Этот этап важен для установления элементного и группового состава, а также плотности нефти — наличие тех или иных компонентов в сырье обычно непостоянно и зависит от расположения скважин. После определения концентрации элементов и компонентов нефть направляется на переработку в процессе многоступенчатой очистки, дистилляции и риформинга при высоких температурах. Бензин с определенным октановым числом получают после обработки смеси на газофракционной установке, где изменяется соотношение изобутана, пропан-бутана в топливной смеси.
Технические характеристики качества бензина
В связи с тем, что использование этилированного топлива, содержащего тетраэтилсвинец, в России и в большинстве стран мира запрещено, рассматриваются и оцениваются только неэтилированные марки бензина и их качественные показатели. Химический и фракционный состав топлива, полученного в результате многоступенчатой переработки, регламентируется 3 ГОСТами и одним ТУ (№ 0251−001–12150839–2015). Предъявляются требования и оценивается качество автомобильного и мотоциклетного топлива с учетом его октанового числа.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 2084−77 для стран СНГ
Межгосударственный стандарт ГОСТ 2084−77 распространяется на бензин АИ-76 в Российской Федерации.
ГОСТ Р 51105−97
ГОСТ Р 51105−97 разработан на основе европейского стандарта EN 228–1993 и распространяется на бензины марок Normal-80 и Regular92, широко известные как АИ-80 и АИ-92.
ГОСТ Р 51866−2002
ГОСТ Р 51866−2002, адаптированный из EN 228–2004, применяется для октановых чисел 95 и 98, с типами топлива Premium Euro-95 и Super Euro-98.
ГОСТ 32513−2013
ГОСТ 32513−2013 содержит стандарты и классификацию всех рецептур бензинов. Он может быть использован для оценки новых видов бензина, в том числе ЭКТО-100 (Pulsar 100, Ultimate 100 или АИ-100), а также 100+ с октановым числом 102 (С-102) и 105. Такое топливо предназначено в основном для соревновательных автомобилей, суперкаров и гибридных двигателей, но пока не популярно для регулярного использования.
Состав бензина: Октановое число, эффективность, качество и конструкция двигателя
Понимание состава бензина с различными октановыми числами, параметрами топливной экономичности и качества в зависимости от конструкции двигателей и коробок передач является ключевым моментом для выбора марки бензина, приобретаемого на АЗС.
Наиболее популярной и широко используемой системой классификации топлива является октановое число. Этот параметр показывает, насколько бензин устойчив к детонации при определенном сжатии в камере сгорания. Чем выше октановое число, тем выше степень сжатия, что приводит к более равномерному сгоранию топливно-воздушной смеси и более плавной работе двигателя.
Определение октанового числа бензина
Октановое число любого бензина определяется тремя методами: лабораторным, исследовательским и моторным. Необходимо специальное оборудование для имитации «городского» режима движения (исследовательский метод, при низких оборотах двигателя), а также при максимальной нагрузке на двигатель (моторный метод). В России вГОСТеперечислены все официальные марки бензина с соответствующими им октановыми числами. По состоянию на апрель 2003 года на российских АЗС водителям доступны четыре вида бензина (№ 34-ФЗ от 22.03.2003).
Виды бензина
АИ-80, также известный как А-76, Н-80 или Нормаль-80,— это вид бензина, указанный в ГОСТ Р 51105−97. АИ-92 в том же документе обозначается как Regular92. АИ-95 в ГОСТ Р 51866−2002 обозначается как Премиум-95 или Премиум-Евро-95. АИ-98 в том же ГОСТе обозначается как Супер-98 или Супер-Евро-98.
Цифра в названии бензина указывает на класс экологической безопасности, причем более высокий номер означает более высокую экологическую безопасность.
Классы бензина в России
В России запрещены бензины классов К1, К2 и К3, а К4 не производится и не используется. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какое топливо лучше. Лучше всего проконсультироваться с производителем автомобиля, чтобы решить, что лучше для вашего автомобиля и кошелька. Минимальное октановое число для предлагаемого топлива обычно указывается на крышке топливного бака.
Выбор правильного бензина для вашего автомобиля
Не всегда верно, что бензин с самым высоким октановым числом означает наилучшие характеристики для всех двигателей. Выбирать тип бензина для своего автомобиля следует исходя из конструкции и мощности двигателя: использование АИ-95 с высоким октановым числом не повлияет на параметры двигателя со средними характеристиками, литражом и оборотами. С другой стороны, для двигателей с турбонаддувом и гибридных моделей рекомендуется использовать бензин с октановым числом 98, в состав которого может входить спортивное топливо или искусственное повышение октанового числа за счет использования присадок.
Заблуждения при выборе бензина
Мнение о том, что специальные присадки к бензину могут быть полезны, является распространенным заблуждением. Однако важно помнить, что безопасны только те присадки, которые одобрены ТР ТС 013/2011. Согласно этому же регламенту, при производстве бензина должны быть исключены все соединения, такие как железо, свинец и марганец. Этой же логики рекомендуется придерживаться и при заправке бака автомобиля любыми дополнительными присадками.
Предостережение в отношении применения монометиланилинов
Несмотря на популярность монометиланилинов (N-метиланилинов) как средства, повышающего антиблокировочные свойства бензина, к их использованию следует подходить с осторожностью. Исследования показали, что его октановое число равно 280, однако владельцы автомобилей могут быть разочарованы, узнав о его негативном влиянии на состав бензина. Плохое растворение этой присадки в бензине может вызвать образование смолистых соединений, что приводит к увеличению деформации, износу деталей двигателя.
Преимущества МТБЭ
МТБЭ, соответствующий ТР ТС 013/2011, обладает многочисленными преимуществами. Он имеет октановое число 115–135, нетоксичен, способствует равномерному сгоранию топлива, что снижает риск возникновения коррозии в процессе работы.
Смешивание различных фракций
Промышленное производство бензина позволяет добавлять в него присадки. Поэтому для обеспечения однородности конечного продукта необходимо контролируемое смешивание различных фракций на специальных установках.
Нужны ли вам октановые бустеры?
Нет необходимости добавлять в топливо присадки для повышения октанового числа, если приобретаемое топливо соответствует требованиям двигателя и рекомендовано производителем автомобиля. В противном случае это может негативно сказаться на работе двигателя.
Вместо октаноповышающих средств рекомендуется обратить внимание на катализаторы gorenje. Они позволяют оптимизировать работу двигателя без необходимости повышения октанового числа.
Если на автомобиле установлен двигатель, работающий на АИ-95 или АИ-98, и нет возможности достать ни одно из этих топлив, то октаноповышающая присадка просто необходима. Без этого корректора будет оказываться негативное влияние на работу датчика детонации и срабатывать опережение зажигания. Результаты такого воздействия не самые положительные: от снижения мощности двигателя до, в худшем случае, прогорания поршней, детонации и выхода двигателя из строя.
Недобросовестные маркетологи на арене автомобильного топлива
Когда речь идет о рынке автомобильного топлива, необходимо знать, что есть недобросовестные продавцы, которые воспринимают предупреждения о недопустимости использования нежелательных присадок как разрешение на проведение подобных манипуляций. В результате ничего не подозревающие водители, которые не знают, что заправляют свои автомобили смесью бензина с присадками сторонних производителей, начинают замечать проблемы в работе двигателя.
Где купить высококачественный бензин
Если вы хотите быть уверенным в том, что получаете качественный продукт, заправляйтесь только на признанных АЗС авторитетных производителей, имеющих широкую сеть по всей стране. На таких АЗС всегда можно получить паспорт качества и сертификат на текущую партию топлива.
Если вы путешествуете по незнакомому городу, не беспокойтесь. Вы легко найдете ближайшую сертифицированную АЗС по карте нефтегазовых компаний, участвующих в программе создания надежной сети поставщиков и продавцов ГСМ.
Какие соединения входят в состав бензина?
Бензин состоит из различных алифатических углеводородов. Эти молекулы состоят из атомов углерода и водорода, соединенных в цепочку. Ароматические углеводороды, содержащие кольца и другие замкнутые структуры, в бензине не встречаются. Это связано с тем, что такие структуры очень трудно расщепить. Кроме того, бензин является нестабильным соединением, поэтому в нем отсутствуют ароматические связи.
Что входит в состав бензина?
Помимо набора алифатических углеводородов, топливо содержит множество усилителей и стабилизаторов, улучшающих его характеристики. Кроме того, в силу особенностей технологии производства в его состав могут входить и другие примеси, такие как соединения свинца, серы, азота, кислорода и т. д. Сочетание этих элементов и соответствующих им химических веществ имеет сложную структуру.
Маркировка бензина в России
В России, согласно ГОСТ Р 54283−2010, маркировка бензина осуществляется по его октановому числу. В маркировке топлива используются буквы и цифры:
- А — автомобильный бензин
- И означает октановое число, определенное исследовательским методом
- Если обозначение отсутствует, то оно определяется моторным методом × 80, 92, 95, 98 и т. д. означают собственно октановое число.
Экологический класс топлива
Диапазон от 2 до 5 обозначает экологический класс топлива. То есть бензин с маркировкой АИ-95/4 обозначает топливо с октановым числом 95, установленным в процессе исследований, и экологическим классом 4.
Какова формула бензина?
Выяснить химическую формулу бензина не совсем точно, поскольку топливо состоит из смеси летучих нефтяных фракций, кипящих при температуре 30–200°С, а также многочисленных примесей и присадок. Что касается только углеводородных компонентов, то это, как правило, углеводороды С6-С9.
Где используется бензин?
Бензин используется в основном для питания двигателей внутреннего сгорания, например, автомобильных, авиационных и ракетных. Он также используется в качестве растворителя, горючего материала и сырья для производства парафина и других продуктов нефтехимии.