Высокий расход топлива — распространенная проблема, с которой сталкиваются водители при эксплуатации своего автомобиля. Даже когда автомобиль, казалось бы, находится в хорошем состоянии, а мощность двигателя не является запредельной, расход топлива остается недопустимо высоким. Что может быть причиной этого?
Потенциальная причина: Неисправность в системе EECS
Возможно, причиной расхода топлива является неисправность в электронной системе управления двигателем (EECS). Если система EECS работает не оптимально, автомобиль может расходовать больше топлива, чем необходимо.
Причины повышенного расхода топлива в современных автомобилях
Наиболее распространенной причиной повышенного расхода топлива в современных автомобилях является неисправность системы управления двигателем. В основном это связано с неправильной работой датчиков, которые обеспечивают электронный блок управления двигателем (ЭБУ) основными данными о его работе. Основными датчиками, необходимыми ЭБУ для точного расчета кислородно-топливной смеси, являются:
Датчики температуры: Охлаждающая жидкость и впускной коллектор
Работа датчиков температуры основана на свойстве термистора. Если эти датчики выходят из строя, ЭБУ не может правильно отрегулировать топливовоздушную смесь. В результате двигатель будет работать либо слишком «богато», либо слишком «бедно», что приведет к снижению производительности и повышенному расходу топлива.
Неисправность датчика положения дроссельной заслонки
При выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПЗ) нарушается управление двигателем как на холостом ходу, так и при разгоне. Это приводит к неправильному приготовлению топливно-воздушной смеси, что влечет за собой потерю мощности и резкое увеличение расхода топлива.
На многих моделях автомобилей датчик TPS встроен в электронные системы управления двигателем и автоматической коробкой передач. Неисправность TPS приводит к неоптимальной работе автоматической коробки передач, что, естественно, ведет к увеличению расхода топлива.
Датчики-расходомеры поступающего воздуха
Они необходимы для измерения количества воздуха, поступающего в двигатель. Принцип действия таков: чем больше воздуха поступает в двигатель при открытии дроссельной заслонки, тем больше топлива требуется для создания идеальной воздушно-топливной смеси (обычно 14,7:1). Существует несколько типов расходомерных датчиков, отличающихся принципом действия, например:
Датчики MAP и MAF
Датчики MAP (Manifold Air Pressure) измеряют давление воздуха во впускном коллекторе. Эти устройства выдают аналоговый или частотный сигнал. Датчики MAF (Manifold Air Flow) измеряют скорость входящего потока воздуха, используя различные принципы. К ним относятся электрическое сопротивление нагретого проводника, изменение частоты ультразвука в воздушном потоке или изменение сигнала от реостата, связанного с механической заслонкой.
Датчики кислорода — важнейший элемент двигателя
Датчики кислорода (ДК), известные также как лямбда-зонды, кислородные датчики, кислородные датчики и датчики O2, необходимы для обеспечения обратной связи с блоком управления (ЭБУ) о балансе воздушно-топливной смеси. Если работа этих датчиков нарушена, ЭБУ неверно рассчитывает нагрузку на двигатель, что приводит к неправильному составлению топливной смеси, потере мощности и неоправданному расходу топлива.
Несоответствие между датчиком кислорода и отработавшими газами
Несоответствие между электрическим сигналом датчика кислорода и количеством кислорода в отработавших газах приводит к неточному расчету в ЭБУ оптимальной комбинации. Это способствует повышенному расходу топлива. Кроме того, на причину повышенного расхода топлива влияют неисправности деталей, не являющихся основными для работы двигателя. В топливной системе двигателя возникает избыточное давление.
Давление топлива и блок управления двигателем
Блок управления двигателем (ЭБУ) определяет количество впрыскиваемого топлива в зависимости от установившегося давления топлива. Если давление топлива повышается, то воздушно-топливная смесь становится более обогащенной. Слишком высокое давление топлива встречается нечасто благодаря надежным регуляторам давления, которые поддерживают давление топлива на заданном уровне. Тем не менее, ЭБУ, опираясь на данные датчика кислорода, все же успевает отрегулировать впрыск топлива, уменьшив время импульса форсунок в случае переобогащения топлива.
Давление в топливной системе и эффективность использования топлива
Снижение давления в топливной системе более пагубно сказывается на топливной экономичности. Мощность двигателя снижается, и при нажатии на педаль газа ускорение ухудшается. ЭБУ не может компенсировать недостаток топлива даже при максимальной длительности импульса впрыска. При широком открытии дроссельной заслонки уменьшается поток воздуха во впускном коллекторе, что приводит к появлению завышенного сигнала нагрузки двигателя, не отражающего истинного состояния. Это, в свою очередь, приводит к снижению мощности двигателя.
Время работы на пониженной передаче увеличивается
Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач, то время работы на низших передачах увеличивается. В результате двигатель вынужден работать дольше на высоких оборотах, что, в свою очередь, приводит к увеличению расхода топлива.
Причины низкого давления топлива
Основными причинами низкого давления топлива являются засорение фильтра тонкой очистки топлива или сетки фильтра предварительной очистки и бензонасоса. Если на холостом ходу давление топлива может быть нормальным, то при движении на высоких скоростях или динамичном разгоне оно может упасть ниже допустимых пределов.
Износ топливного насоса
По прошествии времени или в результате контакта с абразивными веществами, содержащимися в низкосортном топливе, может произойти износ топливного насоса. Загрязненные форсунки двигателя, оставленные без надлежащего обслуживания, являются одной из наиболее типичных причин повышенного расхода топлива. При этом нарушается форма факела распыла и качество распыла топлива, нарушается нормальный состав смеси, что приводит к снижению эксплуатационных характеристик: двигатель работает вяло, значительная часть топлива уходит в выпускной коллектор и катализатор автомобиля, сокращая срок его службы.
Некачественные форсунки имеют серьезные последствия
При загрязнении форсунок разгон автомобиля может быть существенно затруднен. Кроме того, режимы переключения передач будут происходить с задержкой, двигатель будет дольше работать на высоких оборотах, а расход топлива увеличится. Для экономии затрат на топливо мы рекомендуем регулярно проводить профилактическое обслуживание форсунок. Также следует устранить неисправность каталитического реактора (катализатора).
Непригодный к использованию катализатор приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик
Разрушенный катализатор может привести к заметному снижению мощности двигателя и значительному увеличению расхода топлива. Кроме того, повышенное сопротивление отработавших газов приводит к резкой разбалансировке воздушно-топливной смеси, что приводит к ее перерасходу. Поскольку впускной коллектор имеет ограниченное разряжение, блок управления двигателем считывает нагрузку как значительно большую, увеличивая тем самым время открытия форсунок.
Засорение катализатора
Происходит лавинообразное развитие событий — чем больше забивается катализатор, тем более мощной становится смесь, тем больше катализатор начинает перегреваться и в конце концов выходит из строя. Основные причины выхода катализатора из строя:
-
Использование некачественного бензина.
-
Редко обслуживаемые, грязные форсунки двигателя.
-
Изношенные или поврежденные свечи зажигания. Забитый мусором воздушный фильтр.
Некачественная замена воздушного фильтра приводит к неэффективному расходу топлива
Все знают о важности замены воздушного фильтра, но многие не выполняют ее своевременно. Засорение воздушного фильтра приводит не только к эффекту «воздушного голодания», но и, что более важно, к нарушению правильной работы датчиков входящего потока воздуха (MAP, MAF и т. д.). В результате ЭБУ производит неверный расчет нагрузки на двигатель, что приводит к неправильному составлению топливно-воздушной смеси. Это, в свою очередь, приводит к резкому увеличению расхода топлива.
Неисправности автоматической коробки передач и их последствия
Гидротрансформатор автоматической коробки передач оснащен блокирующей муфтой (TCC), которая включается блоком управления АКПП. TCC сравнивает частоту вращения первичного вала АКПП с частотой вращения коленчатого вала двигателя и предотвращает проскальзывание гидротрансформатора. В результате снижается частота вращения двигателя, что приводит к уменьшению расхода топлива.
Расход топлива, перегрев и неисправности
Отсутствие режима блокировки гидротрансформатора всегда приводит к повышенному расходу топлива, что характерно для многих автомобилей. Кроме того, возможен перегрев автоматической коробки передач. В случае возникновения проблем с блоком блокировки гидротрансформатора электронная система управления многих моделей автомобилей не позволяет перейти на повышенную передачу, а значит, автомобиль не сможет использовать наиболее эффективную трансмиссию.
Аварийный режим работы
В настоящее время электронные автоматические трансмиссии оснащаются аварийным режимом работы (так называемым limp-in), который позволяет защитить автомобиль от дальнейших повреждений при возникновении каких-либо критических проблем. В зависимости от модели этот режим может ограничивать использование либо 2-й, либо 3-й передачи. К сожалению, некоторые начинающие водители продолжают эксплуатировать автомобиль в режиме limp-in, что приводит к резкому увеличению расхода топлива.
Оптимизация манеры вождения для повышения топливной экономичности
Основная концепция экономичного вождения заключается в быстром переключении на высшие передачи и использовании момента. Если ваш автомобиль оснащен системой контроля скорости («Speed Control» или «Cruise Control»), внимательно изучите ее работу. Это подразумевает быстрый разгон до высшей передачи, сброс ускорения и использование инерции. Сравнивая расход топлива в режиме «Speed Control» с обычным режимом вождения, некоторые водители могут оказаться в невыгодном положении.
Расход топлива и кондиционеры
Некоторые люди, переходящие с механической коробки передач на автоматическую, не адаптировали свой стиль вождения, продолжая «работать» двумя ногами, только левой уже не на педали сцепления, а на тормозе. Такие водители, скорее всего, будут ворчать по поводу ухудшившегося расхода топлива.
Городские и шоссейные условия
В городских условиях, где холостой ход двигателя длителен, кондиционер использует часть мощности двигателя для своей работы. Чем слабее двигатель, тем большая доля мощности приходится на компрессор. Обычно при остановленном двигателе она составляет 5–15%.
Обновленный текст
На высоких оборотах двигателя и при загруженном автомобиле расход топлива на работу кондиционера не слишком значителен. Это объясняется тем, что мощность двигателя достаточно велика, поэтому расход топлива на работу кондиционера практически не заметен. Кроме того, при работающем кондиционере окна автомобиля обычно закрыты, что изменяет аэродинамику и снижает расход топлива.
Топливная эффективность и вязкость смазочных масел
Неправильный выбор вязкостных характеристик моторных масел, масел для коробок передач, раздаточных коробок и ведущих мостов оказывает огромное влияние на топливную экономичность. Применение масел со слишком высокими вязкостными характеристиками может привести к увеличению расхода топлива на 10–15%.
Влияние температуры двигателя на расход топлива
Наиболее подходящая температура двигателя — 97–104 °C. При перегреве двигателя нарушается баланс воздушно-топливной смеси, происходит ее разряжение из-за слишком горячего впускного воздуха и испарившегося топлива, которое быстро высыхает. Заполнение цилиндров двигателя в этом случае оказывается недостаточным: двигатель работает на недостаточной смеси, возникает детонационное воспламенение и происходит интенсивное падение мощности. Эти условия приводят к дальнейшему перегреву двигателя и повышенному расходу топлива.
Причины перегрева двигателя
К основным причинам, вызывающим перегрев двигателя, относятся:
-
Термостат, застрявший в закрытом положении.
-
Неисправность водяного насоса.
-
Неплотно закрытая или неисправная крышка радиатора двигателя.
-
Загрязненный радиатор двигателя или скопление накипи в радиаторе и каналах охлаждения.
-
Неисправность вентилятора охлаждения радиатора.
Когда двигатель холодный, программа ЭБУ рассчитывает обогащенный впрыск топлива для обеспечения стабильной работы на этапе прогрева. Если температура двигателя ниже рабочей, ЭБУ продолжает контролировать состав воздушно-топливной смеси в соответствии с алгоритмом прогрева двигателя. Например, при температуре ниже 80 градусов Цельсия расход топлива может быть на 15–20% выше нормы. Причина низкой температуры двигателя обычно кроется либо в отсутствии термостата, либо в неисправном (неплотно закрытом) моторе термостата.
Температура двигателя и расход топлива
Постоянное использование автомобиля на коротких расстояниях может привести к увеличению расхода топлива из-за того, что двигатель не достигает оптимальной температуры. Например, если автомобиль ежедневно проезжает 3 км до работы и обратно, двигатель не успевает достаточно прогреться для нормальной работы.