Гидрокомпенсаторы — это компоненты двигателей внутреннего сгорания, которые появились еще в 1930-х годах, когда их впервые установили на автомобиль Cadillac. Однако популярными они стали лишь спустя несколько десятилетий, когда началось развитие японской автомобильной промышленности. Использование гидравлики в механизме газораспределения (ГРМ) усложнило конструкцию двигателей, но упростило их обслуживание.
Гидрокомпенсаторы
Гидрокомпенсаторы — это часть двигателя внутреннего сгорания, которая автоматически регулирует тепловой зазор клапана двигателя, избавляя от необходимости ручной регулировки. Раньше это была необходимая задача, которую приходилось выполнять периодически. Теперь, с появлением гидрокомпенсаторов, это больше не требуется.
Зачем нужен гидрокомпенсатор?
В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапаны, которые заполняют цилиндры топливно-воздушной смесью и отработавшими газами. Их работой управляет распределительный вал, который с помощью специальных кулачков приводит в движение клапан внутри цилиндра в нужный момент.
Между кулачком и открывателем клапана находится зазор, называемый тепловым. Его назначение — компенсировать неизбежное при работе двигателя линейное расширение металлов за счет нагрева. Как правило, величина зазора устанавливается производителем и обычно составляет десятые доли миллиметра, что делает его незаметным для невооруженного глаза.
Регулировка автоматики клапанного зазора
При слишком малом зазоре клапана не будут закрываться достаточно плотно для обеспечения герметичности камеры сгорания, а при слишком большом — будут открываться с опозданием или частично, снижая способность цилиндра заполняться топливно-воздушной смесью. Гидравлический компенсатор автоматически регулирует зазор и обеспечивает следующие преимущества:
- Простота обслуживания двигателя, так как не требуется ручная регулировка.
Меньше звуков при работе двигателя внутреннего сгорания
Зазор может регулироваться в связи с естественным износом деталей, что приводит к увеличению срока службы устройства.
Конструкция гидрокомпенсатора
В целом конструкция гидрокомпенсатора схожа, однако расположение может быть различным. На двигателях SOHC с одним распределительным валом компенсатор может быть установлен в гнездах коромысел клапанов. На двигателях DOHC с двумя распределительными валами гидрокомпенсатор может быть установлен в гнездах головки блока цилиндров.
Принцип работы гидрокомпенсатора
Гидравлический компенсатор, или «гидрокомпенсатор», представляет собой миниатюрный гидроцилиндр. Он состоит из следующих компонентов:
- Плунжер
- Втулки плунжера
- Пружины плунжерного клапана
- Шарик (плунжерного клапана)
- Масляные каналы
Плунжер является основной частью гидрокомпенсатора. Масло поступает в пространство под шаровым клапаном, и когда объем заполняется, клапан под действием пружины закрывается.
Когда происходит контакт
При взаимодействии кулачка распределительного вала с рабочей поверхностью гидрокомпенсатора создается давление, и клапан фиксируется. Кулачок распределительного вала оказывает усилие на гидрокомпенсатор, который открывает клапан. При работе двигателя автоматически изменяется количество масла, необходимое для заполнения плунжера, что позволяет регулировать тепловой зазор.
Причины стука гидрокомпенсатора
Работа гидрокомпенсатора может сопровождаться стуком, похожим на стрекот. Однако наличие дополнительных звуков не всегда свидетельствует о неисправности самого гидрокомпенсатора.
Загрязнение каналов гидрокомпенсатора
Причиной стука может быть загрязнение каналов гидрокомпенсатора. При нагреве масла оно становится более текучим и легче проходит по каналам, в результате чего шум через некоторое время исчезает.
Причины «горячего» стука
-
Нечистое или низкосортное масло; при замене на новый смазочный материал проблема обычно исчезает.
-
Использование более содержательного смазочного материала, чем рекомендовано производителем;
-
Износ клапана гидрокомпенсатора, в результате чего шаровой механизм просачивается маслом.
Диагностика неисправного гидрокомпенсатора
Существует две основные причины неисправности гидрокомпенсатора:
-
Переизбыток или недостаток масла в картере;
-
Износ и/или выход из строя самого гидрокомпенсатора.
Как проверить неисправный гидрокомпенсатор
Звук неисправного гидрокомпенсатора обычно резкий, похожий на стрекот, и слышен сверху двигателя, под клапанной крышкой. Из салона автомобиля, особенно хорошо утепленного, его может быть трудно услышать.
Неожиданные шумы? Проверьте масло!
Шум часто бывает разным: от тихого шепота до громкого лязга. Если громкий стрекот появляется неожиданно, то, скорее всего, масло заканчивается, и первыми на это реагируют гидрокомпенсаторы. Рекомендуется также осмотреть поддон двигателя. Возможно, при движении по бездорожью образовалась вмятина, которая мешает маслоприемнику работать в штатном режиме.
Низкое качество масла может привести к появлению стука
Если стук появился сразу после замены масла, то, скорее всего, вместо качественного смазочного материала использовался низкосортный.
Что делать при стуке гидрокомпенсаторов
Частой замены масла и фильтра обычно бывает достаточно для восстановления работоспособности гидрокомпенсатора. Если же звук сохраняется, то, скорее всего, потребуется замена компенсаторов. Если владелец не часто менял моторное масло, возможно, требуется замена или очистка масляного насоса или трубопроводов двигателя.
Если двигатель стучит
Если при запуске двигателя слышен легкий стук из-под клапанной крышки, то некоторое время на нем еще можно ездить. Тем не менее не стоит откладывать визит в автосервис надолго. Неисправный гидрокомпенсатор может привести к нарушению работы газораспределительного механизма и/или головки блока цилиндров.
Как избежать проблем с гидрокомпенсатором
Чтобы предотвратить такую поломку, необходимо: — регулярно проверять уровень масла — Заменять масляный фильтр и масло через рекомендованные интервалы времени — Проверять прокладку клапанной крышки и при необходимости заменять ее — Проверьте свечи зажигания и при необходимости замените их. — Проверьте систему выпуска отработавших газов и при необходимости отремонтируйте или замените ее.
Для обеспечения оптимальной работы гидрокомпенсаторов
Чтобы исключить риск выхода из строя гидрокомпенсаторов, рекомендуется соблюдать рекомендации производителя по замене масла. Как правило, это делается раз в год, однако если предстоит длительная поездка или эксплуатация автомобиля в тяжелых условиях при большой нагрузке, интервал может быть сокращен. Постоянная замена указанных деталей не требуется, так как при аккуратном обращении они могут прослужить не менее 200 000 км.