Климат-контроль и автомобильный кондиционер — это два разных способа регулирования температуры в салоне автомобиля. Климат-контроль включает в себя традиционный кондиционер, но имеет и дополнительные функции. Системы климат-контроля способны регулировать влажность, температуру, интенсивность солнечного излучения, количество углекислого газа, циркуляцию воздуха, скорость вращения вентилятора и даже запотевание стекол. Климат-контроль обладает более широкими возможностями и является лучшим способом поддержания комфортной температуры в салоне автомобиля.
Климат-контроль
Климат-контроль — это система для установки приятной температуры и уровня влажности в автомобиле. Она не только охлаждает или нагревает воздух, но и поддерживает желаемую температуру. Помимо комфорта, он помогает избавиться от льда, инея и сырости, которые скапливаются на стеклах. Он также выравнивает поведение других систем.
Регулировка расхода воздуха
Направление потока регулируется углом наклона дефлектора, что позволяет перенаправить основной поток воздуха, например, в ноги или в центр кабины. Скорость обдува задается через настройки вентилятора вручную или автоматически компьютером. Режим рециркуляции подходит для использования в пробках и туннелях, предотвращая попадание в салон выхлопных газов других автомобилей. Режим циркуляции имеет дополнительное преимущество — быстрый обогрев или охлаждение салона.
Климат-контроль
Климат-контроль представляет собой комбинацию из отопителя, вентилятора и кондиционера, управляемую компьютером или электронным блоком управления (ЭБУ). Для построения наиболее эффективного алгоритма он учитывает данные внешних и внутренних датчиков, таких как погодные условия, интенсивность солнечного света, качество воздуха и т. д. Кроме того, в некоторых моделях дополнительно предусмотрена функция фильтрации воздуха для очистки его от пыльцы, пыли и других частиц, а также ароматизация воздуха для наполнения салона автомобиля ароматом.
Климат-контроль
Нажав кнопку «AUTO», Вы можете настроить климат-контроль вручную или автоматически. В случае использования автоматической системы все настройки будут адаптированы в соответствии со вкусом водителя и внешними условиями. В качестве альтернативы можно управлять климат-контролем вручную, хотя некоторые настройки останутся под контролем компьютера. В реальности климат-контроль функционирует следующим образом:
Автоматизированное управление температурой
Водитель выбирает необходимый температурный режим. Затем электроника оценивает данные с термодатчиков, сопоставляя их с заданными параметрами. В случае если температура слишком высока или слишком низка, система интуитивно распределит потоки теплого и холодного воздуха в нужном количестве. Чтобы быстрее достичь заданных водителем значений, климат-контроль включит вентилятор на определенную скорость обдува. При необходимости компьютер включит рециркуляцию.
Климат-контроль и кондиционирование воздуха — отличительные особенности
Когда речь идет о кондиционере, водитель устанавливает желаемую температуру и все. Для поддержания стабильной температуры водитель должен постоянно корректировать настройки. Однако преимущество климат-контроля в том, что он не требует постоянного участия водителя. Компьютер снижает скорость обдува по мере приближения температуры к заданному значению.
Примечательные различия между кондиционерами и системами климат-контроля
-
Кондиционеры осушают и охлаждают воздух, в то время как климат-контроль разделяет воздух на два потока: один идет на отопитель, другой — на кондиционер. Поток воздуха регулируется в соответствии с заданными настройками в салоне.
-
Электроника управляет системой климат-контроля. Она управляет заслонками, вентиляторами и т. д. с оптимальными настройками. Например, зимой при запуске автомобиля компьютер направит больший поток теплого воздуха на лобовое стекло.
Климат-контроль
Сегодня кондиционер является привычным дополнением практически любого автомобиля, даже в стандартных комплектациях. К сожалению, цена на автоматизированные системы, как правило, выше, чем на стандартные модели.
# Типы климат-контроля
Различные климатические системы позволяют изменять температуру и скорость обдува. Каждое отделение в автомобиле оснащается собственным датчиком. В зависимости от количества отсеков климат-контроль можно разделить на:
Однозонный климат-контроль
Эта система климат-контроля работает как на одну зону, так и на весь салон автомобиля. Создаваемый ею воздушный поток направляется в ноги, на центральные вентиляционные сопла, на боковые стекла или на ветровое стекло.
Двухзонный климат-контроль
Эта система климат-контроля имеет две настройки температуры — для водителя и для пассажира. Для каждой стороны приборной панели предусмотрен свой контроллер. С их помощью можно устанавливать индивидуальные значения температуры. Также возможна синхронизация этих настроек.
Трехзонный климат-контроль
В задней части салона, в дополнение к двум передним, появилась дополнительная зона. Блок управления для пассажиров заднего сиденья обычно располагается посередине, позволяя им самостоятельно устанавливать температуру.
Четырехзонный климат-контроль
В этой системе, обычно устанавливаемой на автомобилях высшего класса, четыре секции — две спереди и две сзади.
Использование системы климат-контроля
Панель управления климат-контролем обычно располагается на центральной консоли. Ее легко определить по цифровому дисплею, отражающему диапазон температур от 16 до 30 градусов Цельсия, и кнопке «AUTO» (в некоторых моделях она может отсутствовать). В более дорогих моделях может быть предусмотрено полностью сенсорное управление, однако чаще всего для регулировки настроек используются поворотные переключатели («крутилки»). В целом особых отличий в управлении системой (включение/выключение) нет, и работает она следующим образом:
Как эксплуатировать кондиционер
-
Нажмите выключатель «ON/OFF», расположенный на плате управления (или с соответствующей пиктограммой).
-
При необходимости включите кондиционер («A/C»).
-
Установите желаемую температуру — точное значение будет отображаться на экране.
-
При необходимости включите функцию AUTO для автоматического управления.
-
Отрегулируйте направление воздушного потока и его скорость.
-
Если машина оснащена дополнительными функциями — ионизацией или ароматизацией,— используйте их при необходимости.
Советы по использованию системы климат-контроля
Особых ограничений при использовании климат-контроля не существует. Однако в руководстве по эксплуатации автомобиля обычно указываются некоторые рекомендации:
- При закрытых окнах и длительной работе режима рециркуляции воздуха отсутствие свежего воздуха в салоне может привести к снижению бдительности водителя и появлению чувства усталости.
Зимние и осенние условия
Перед эксплуатацией автомобиля зимой или осенью необходимо очистить воздухозаборник перед лобовым стеклом от снега и опавших листьев. Кроме того, следите за тем, чтобы датчики, расположенные в салоне, не были заслонены какими-либо предметами.
Ускорение прогрева
Для быстрого прогрева салона автомобиля при низких температурах следует установить максимальную температуру и максимальную скорость потока воздуха при включенной функции рециркуляции.
Очистка лобового стекла от наледи
Для очистки лобового стекла от наледи можно использовать специальный режим. Обычно для этого на панели управления имеется специальная кнопка с надписью MAX или MAX DEFROST.
Климат-контроль летом
Для быстрого охлаждения следует предпринять те же действия, что и для прогрева, за исключением установки самой низкой температуры.
Предотвращение запотевания окон
Режим рециркуляции на кондиционере может предотвратить запотевание стекол. Кроме того, целесообразно повысить температуру воздуха в помещении выше температуры наружного воздуха.
Плюсы и минусы климат-контроля
Положительным моментом является то, что климат-контроль позволяет точно регулировать температуру в салоне и не требует постоянной ручной регулировки. Таким образом, это позволяет водителю не отвлекаться от дороги.
Возможности зонирования потоков и универсальность
Система имеет возможность разделения воздушных потоков и обладает высокой степенью регулировки. Это позволяет максимально повысить энергоэффективность и сэкономить на расходе топлива.
Повышение стоимости при перепродаже
Системы климат-контроля способны увеличить стоимость автомобиля при его продаже.
Устрашающие элементы управления
Несмотря на то, что системы климат-контроля обычно просты в использовании, набор кнопок и ручек может отпугнуть некоторых пользователей.
Поиск и устранение неисправностей в традиционных системах кондиционирования воздуха
При неисправности стандартного кондиционера обычно ремонтируют компрессор или конденсатор. Если же выходят из строя основные электронные компоненты или датчики, то это, скорее всего, повлечет за собой значительные расходы.
В большинстве автомобилей кондиционер уже входит в стандартную комплектацию. Если вам нужен климат-контроль, то за него придется доплатить либо как за дополнительную функцию, либо как за часть обновленного пакета.