Основные параметры бензинов

Большинство автомобилистов ежедневно пользуются бензином. Нефтеперерабатывающие заводы и автозаправочные станции предоставляют широкий выбор вариантов, различающихся по составу, присадкам, физико-химическим свойствам и маркировке. Очевидно, что использование топлива разных поставщиков, как правило, сразу же сказывается на работе двигателя и эксплуатационных характеристиках автомобиля. Тем не менее, правильный выбор топлива — это не только скорость, но и надежность, безопасность и долговечность работы топливной и других систем.

Внимание на типы и виды бензина

На автозаправочных станциях в нашей стране можно встретить бензин многих видов. Это топливо различается по своему составу, чистоте, а также по другим характеристикам. Как правило, оно маркируется по основному показателю — октановому числу. На что же следует обратить внимание тем, кто имеет автомобили с бензиновыми двигателями?

Требования ГОСТ, ТУ и других нормативных документов в России

В России существует несколько марок бензина, к применению которых предъявляются требования нормативных документов (ГОСТ, ТУ и т. д.). К ним относятся: А-72, А-76, А-80, АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96, АИ-98. В последнее время потребление низкооктанового топлива значительно снизилось, в то время как спрос на высокооктановое топливо вырос. Бензин А-72, напротив, практически не используется, так как нет оборудования, которое могло бы на нем работать.

Классификация бензинов

Сегодня существует современная классификация бензинов, включающая шесть основных типов, каждый из которых имеет свое октановое число. К ним относятся:

  1. Нормальный — АИ-80

  2. Обычный — АИ-92

  3. Премиум — АИ-95

  4. Супер — АИ-95+

  5. Экстра — АИ-98

  6. ЭКТО — АИ-100. Одно время для повышения октанового числа в некоторые бензины добавляли этиловые соединения, что приводило к повышению их физико-химических свойств при незначительном увеличении стоимости. В настоящее время производство этилированного топлива прекращено.

Маркировка топлива в современном мире

Современная маркировка топлива предполагает указание как отечественных, так и европейских стандартов, например Евро-4 и Евро-5. Полное название бензина может выглядеть как «АИ-98–5», что означает автомобильный бензин (А) с октановым числом 98 и экологическим стандартом Евро-5.

Октановый показатель бензина

Октановое число является одним из важнейших параметров топлива. При работе двигателя сжатие и воспламенение топливной смеси должны проходить без детонации. Именно октановое число определяет стойкость бензина к детонации. Качество топлива влияет на значение данного параметра, который также влияет на расход топлива при движении.

Высокооктановые бензины расходуются медленнее

Разница в цене при различных типах топлива отчасти компенсируется за счет более медленного расхода высокооктановых бензинов.

Октановое число бензина

Октановое число бензина определяется соотношением изомеров октана и гептана в нем. Например, в топливе АИ-92 соотношение изооктана и гептана составляет 92%.

Детонационные качества топлива

Однако октановое число не показывает непосредственное содержание, а вычисляется путем сравнения антидетонационных качеств бензина с эталонным составом. В силу этого у многих специальных бензинов октановое число может превышать 100, что означает, что они имеют большую детонационную стойкость по сравнению с чистым изооктаном.

Влияние Фракционного Состава на Октановое Число

На показатель октанового числа влияет фракционная композиция топлива. Чем больше легких участков в бензине, тем качественнее и безопаснее по детонационной сфере. Также можно менять октановое число добавлением различных добавок. До 2003 года часто использовались соединения свинца и этила, например, тетраэтилсвинец, с помощью которых можно было увеличить АИ-92 до АИ-95. Однако с 2003 года из-за высокого вреда, наносимого атмосфере и природной среде, применение свинцовых соединений было запрещено.

Повышение Октанового Показателя

Добавление этилового спирта может повысить октановый показатель, но данный метод неэкономичен и поэтому не используется в промышленных масштабах. Другой способ — добавлять в бензин ацетон. Кроме того, как присадки часто используют соединения пропана и метана, имеющие более высокую детонационную стойкость, чем у изооктана.

Химическая устойчивость бензина

Отличительной особенностью бензина, особенно актуальной для смесей с добавлением присадок, является его химическая устойчивость. Добавление метана и пропана позволяет повысить октановое число бензина, но эти элементы слабы и летучи и поэтому образуют пары с большей скоростью и при более низких температурах, чем основная фракция топлива.

Определены нормативные требования: бензин должен сохранять свои физико-химические свойства пять лет при условии правильного хранения. Производитель должен использовать стабильные химические соединения для добавления присадок для улучшения детонационной устойчивости. В противном случае бензин быстро потеряет качественные характеристики.

Признаком недобросовестности производителя или продавца служит активно испаряющийся метан или пропан, присутствующий на АЗС. Следовательно, топливо не соответствует маркировке.

Фракционный состав

Одним из важных характеристик ГСМ является фракционный состав. Он делится на легкие и тяжелые углеводороды в разном количестве. Фракционный состав определяет физико-химические параметры и эксплуатационные свойства бензина: летучесть, вязкость, температура замерзания. Чем больше легких фракций, тем лучше испаряется топливо и тем ниже его температура застывания. Поэтому при холодном климате лучше всего применять специализированные бензины с низкой вязкостью и низкой температурой замерзания. Они дороже обычного бензина, но иногда их использование необходимо.

Нормирование АГЗП в бензине регламентируется документами. Сейчас бензин с маркировкой Евро-5 — оптимальный выбор, этот тип топлива используется в большинстве европейских стран. В России действуют Евро-4 и Евро-5 экологические стандарты для бензина.

Важность испаряемости

Испаряемость — один из наиболее важных параметров, которые зависят от состава бензина. Это критично важно для климатических условий, в которых используется автомобиль для бензинового двигателя. В холодных климатах высокий показатель испаряемости необходим для успешного запуска двигателя. Наоборот, в жарких климатах высокая испаряемость может привести к риску взрыва.

Давление насыщенных паров: Доп. Представление о Фракционном Составе и Испаряемости

Параллельно испаряемости существует еще один актуальный параметр: давление насыщенных паров. Это подает дополнительную информацию о фракционном составе и испаряемости топлива. Чем выше значение этого показателя, тем выше вероятность появления газовых пробок в дизельных двигателях, что поставляет дополнительную угрозу в виде имеющейся вероятности воспламенения и взрыва.

Выбор бензина с умом

Для долгой и надежной работы авто необходимо подобрать правильное топливо. Наша рекомендация: выбирайте бензин, указанный производителем конкретного автомобиля. Например, если в руководстве предусмотрен АИ-95, то не стоит брать бензин 92 или 98. Только так вы будете уверены в надежности и стабильности авто.

Парафраз очень сильно

Если вы заинтересованы в экологии, то стандарты Евро — 4, 5 или 6 — гарантируют, что ваш автомобиль сможет пройти международную границу без проблем и будет достаточно долго работать.

Оценить качество бензина на АЗС очень сложно. Однако, есть признаки, которые подсказывают о низком качестве топлива. Например, если вы замечаете сильный запах газа на АЗС, то лучше отказаться от заправки на таком бензине.

Проверка качества

Для определения качества бензина его можно налить в прозрачную емкость. Топливо должно быть прозрачным с легким бледно-желтым оттенком, без осадка и примесей. Если в бензин добавлено магнезиальное масло, то чистое топливо не приобретает розоватого оттенка. Появление же такого оттенка свидетельствует о добавлении воды.

Бензин