Влияние октанового числа на расход топлива

Октановое число топлива влияет на его горючесть. Чем выше это число, тем большее количество топлива может сжиматься в двигателе без детонации, что позволяет ему сжиматься сильнее и давать больше энергии. Бензин с более высоким октановым числом способен выдерживать большее сжатие до детонации и поэтому подходит для двигателей, требующих большего сжатия. Поэтому в таких случаях следует использовать топливо с более высоким октановым числом.

Как влияет октановое число на скорость потока?

Рассмотрим двигатель современного легкового автомобиля. Степень сжатия топлива в этом двигателе определяется не видом топлива, а исключительно его геометрическими параметрами (Vc+Vh)/Vc, как показано на рисунке. Энергия сгорания, которую выделяет бензин,— один из факторов, который может влиять на расход.

Так отличается ли энергия сгорания 95-октанового топлива от энергии сгорания 92-октанового топлива? Википедия утверждает, что удельная теплота сгорания бензина составляет 42–44 МДж. Даже если предположить, что 42 приходится на 92-й, а 44 — на 95-й (что не соответствует действительности, так как существуют также 80- и 98-октановые топлива), это нельзя воспринимать как 15%-ное увеличение мощности.

Влияние марки бензина на работу двигателя

Наш абстрактный двигатель имеет степень сжатия либо 6–8, либо 8–9. Для первого достаточно бензина с октановым числом 76/80, чтобы избежать детонации. Для второго, напротив, требуется бензин с октановым числом 80 и выше, чтобы предотвратить преждевременный взрыв и максимально увеличить мощность двигателя. 98-октановый бензин, хотя и не детонирует до воспламенения, но слишком медленно сгорает для двигателя с компрессией 8–9, что приводит к попаданию несгоревшего топлива в выхлопную трубу. Это может привести к прогоранию клапанов.

Современные двигатели с «мозгами

Современные двигатели оснащены «мозгами», которые сами решают, когда воспламенить топливо в цилиндрах, поэтому топливо воспламеняется раньше, чем на родных 92/95.

Более низкое октановое число

При использовании более низкого октанового числа топливо сгорает слишком рано, что приводит к увеличению расхода и ухудшению работы двигателя.

Более высокое октановое число

Использование более высокого октанового числа приводит к снижению КПД (из-за увеличения времени сгорания топлива). Кроме того, увеличивается расход и может возникнуть ощущение, что двигатель работает не так, как ожидалось, даже на родном бензине.

Влияет ли октановое число на расход?

Если вы используете бензин с октановым числом ниже, чем указано для вашего двигателя, то расход топлива увеличится. Если же использовать бензин с более высоким октановым числом, чем рекомендовано, то расход останется прежним или даже может возрасти.

Например, если двигатель рассчитан на октан 95, то при использовании октана 92 он будет расходовать больше топлива. С другой стороны, если двигатель рассчитан на октан 92, то использование октана 95 не принесет ему пользы.

Вывод: Октановое число топлива действительно влияет на расход.

Влияние ослиной мочи на энергию сгорания бензина

Если бензин смешать с ослиной мочой, то выделяемая им энергия сгорания уменьшится, что приведет к увеличению нормы расхода. Таким образом, норма расхода определяется видом используемого топлива; если на бензоколонке используется только 95-й или только 92-й сорт, то возможно, что при переходе с одного на другой норма расхода может измениться. Однако в данном случае это результат действия ослиной мочи, а не октанового числа бензина.

Октановое число в топливе

Автопроизводитель может специально указывать в требованиях к топливу более низкое октановое число, чтобы привлечь больше «недобросовестных» покупателей. Нелишним будет посмотреть на степень сжатия вашего двигателя, чтобы убедиться, что вы не тратите больше денег на топливо, которое не принесет никакой пользы. Недооценка минимального октанового числа может вызвать различные проблемы, например, я заметил, что после каждой заправки (я заливал 95-й) у моего автомобиля первые несколько километров «не хватает мощности». Это происходит потому, что компьютер еще не разобрался, что залито в бак, и был настроен на 92-й, то есть на опережение зажигания.

Топливная эффективность с пояснениями

95-ecto, 95-G-drive и т. п., хотя они и обеспечивают увеличение мощности, но не за счет изменения октанового числа. Октановое число по-прежнему равно 95, как и указано в чеке. Другими словами, эти топлива могут иметь:

  1. Повышенная теплота сгорания за счет добавления присадок.

  2. Добавленные вещества, влияющие на другие аспекты эффективности, такие как вязкость, количество и тип выделяемого газа, скорость сгорания и т. д.

95-й

Независимо от того, получен ли он из 92-го или 80-го, если его октановое число равно 95, то это 95-й. Если он обладает теми же свойствами горения, что и бензин, то это бензин. Если он способен вырабатывать необходимую энергию, то автомобиль может работать на нем, как на 95-м.

Если присадки не содержат сомнительных элементов типа ослиной мочи и не приводят к коррозии не предназначенных для этого компонентов (например, могут повредить катализатор, но это не повлияет на расход топлива), то это обычный 95-й бензин. Если же он вдруг в течение двух дней превращается в хлопья, то дело не в октановом числе.

Различные способы определения октанового числа бензина

В разных странах используются различные способы расчета октанового числа топлива. В американском руководстве по эксплуатации автомобиля, где указано «заливать 92-й», при заправке 95-м, в соответствии с понятием степени сжатия, будут получены лучшие характеристики. Американская система расчета октанового числа дает результат 90–92, что эквивалентно нашему 95-му.

Топливо