Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать

Под коксованием двигателя понимается удаление продуктов сгорания и несгоревшего топлива из деталей двигателя. Оно проводится для предотвращения накопления этих остатков, которые могут привести к ускоренному износу цилиндро-поршневой группы, повышенному расходу масла и другим проблемам.

Необходимо ли коксование двигателя?

Ответ на этот вопрос зависит от типа двигателя и условий его эксплуатации. Если двигатель сильно нагружен, то углеродистые отложения будут более обильными и необходимость в коксовании двигателя будет выше. Если же двигатель эксплуатируется в основном в городских условиях, то, скорее всего, в коксовании нет необходимости.

Как правильно проводить коксование двигателя

Для правильного проведения коксования двигателя необходимо использовать специальные химические реагенты в виде аэрозольных спреев или растворов. Эти химикаты предназначены для удаления нагара и других продуктов сгорания. Способ применения этих реагентов зависит от типа двигателя и его конструкции. Процедура должна выполняться в соответствии с инструкциями производителя химикатов.

Коксование двигателя — глубокая очистка деталей двигателя

Коксование двигателя — это процесс очистки деталей двигателя от нагара, шлама и других остатков, которые со временем накапливаются на внутренних деталях двигателя. В современном мире двигатели внутреннего сгорания вынуждены работать длительное время при высокой нагрузке и низких оборотах. Это увеличивает вероятность детонации и неполного сгорания топливно-воздушной смеси.

Перегрев приводит к образованию коксовых отложений

При нагреве моторного масла и несгоревших остатков топлива выше допустимых пределов на поршнях, кольцах и клапанах начинают образовываться коксовые отложения. Это негативно сказывается на работоспособности двигателя. Избыточное количество нагара приводит к неподвижности поршневых колец. Это приводит к снижению компрессии, так как кольца перестают плотно прилегать к стенкам цилиндра и не могут выполнять свои функции.

Коксование двигателя

Коксование двигателя может быть выполнено как самостоятельно, так и в сервисном центре. Для этого используются специальные химические реагенты — растворители и высокоактивные растворители. Эти средства позволяют предотвратить возникновение таких проблем, как неуверенный запуск двигателя, троение, падение мощности, подгорание масла и повышенный износ. Кроме того, коксование способствует удалению вредных отложений из внутренней полости двигателя. Более того, коксование можно проводить, даже не разбирая двигатель.

Когда необходимо проводить раскоксовку?

При эксплуатации двигателя для его правильной работы необходимы три составляющие: движение поршневых колец, чистота камер сгорания и точность работы клапанов. Когда двигатель новый, эти условия обычно удовлетворительны. Однако по мере накопления нагара в цилиндрах характеристики двигателя значительно ухудшаются.

Поршневые кольца и их роль в работе двигателя

Поршневые кольца — важнейшие компоненты, обеспечивающие компрессию и отвечающие за очистку стенок цилиндра от масла. К сожалению, при накоплении кокса кольца могут застревать в канавках и терять свою подвижность. В результате снижается теплопередача от колец к стенкам блока цилиндров, что приводит к повышению температуры поршневых колец. Масло, которое не вытирается из-за неподвижности колец, сгорает, что приводит к увеличению закоксованности двигателя, а также к детонации в камерах сгорания.

Профилактика лучше лечения

В случае поршней с залегшими кольцами необходимо принять меры до того, как они начнут поднимать стенки цилиндров. Слишком плотно закрытые из-за нагара клапаны могут перегреться и в конечном итоге разрушиться. Кроме того, из-за сильного нагара могут пострадать впускные и выпускные каналы, кислородные датчики и каталитический нейтрализатор.

Если не ухаживать за двигателем и не предотвращать сильное накопление углеродистых отложений, то можно рассчитывать либо на капитальный ремонт, либо на полную замену двигателя внутреннего сгорания, будь то бензиновый или дизельный.

Время принимать меры

Важно решить проблему нагара, пока не стало слишком поздно. К признакам, указывающим на необходимость промывки двигателя, относятся ускоренное движение двигателя, сильное загрязнение и другие сопутствующие проблемы.

Очистка от нагара

Специалисты заметили, что на большинстве современных двигателей после 100–150 тыс. км пробега образуется толстый слой углеродистых отложений. Предлагается проводить профилактическую очистку от нагара без промедления — каждые 30–50 тыс. км, даже если двигатель внешне выглядит исправным. Такая методика позволит удалить отложения мягким способом и избежать необходимости механической очистки. Чаще всего водители задумываются об очистке от нагара только тогда, когда проблемы уже возникли.

Причины раскоксовки двигателя

Повышенный расход масла, сизый дым из выхлопной трубы, высокое содержание черного углерода в выхлопе, снижение мощности двигателя, ухудшение реакции на нажатие педали газа, неуверенный запуск и повышенный расход топлива. Все это — причины для раскоксовки двигателя. Это можно сделать в качестве профилактической меры, чтобы уменьшить коксообразование в камерах сгорания и продлить срок службы двигателя. Также раскоксовку целесообразно проводить, если очевидно, что сильное закоксовывание приводит к неправильной работе двигателя и выделению большого количества масляных паров.

Будет ли в Вашем случае работать система декоксования?

Единственный способ определить, будет ли эффективным для вас декоксование,— это провести детальную диагностику. Она включает в себя:

  • Видеоэндоскопию цилиндров для проверки износа цилиндро-поршневой группы
  • Осмотр турбин (если они есть)
  • Измерение компрессии для проверки состояния колец
  • Проверка системы вентиляции картера для выявления отложений и масла
  • Проверка элементов масляной системы для выявления отложений.

Декарбонизация двигателя без его разборки

Процедура декарбонизации двигателя без его разборки может быть выполнена различными способами, включающими как традиционные, так и современные методы. Для выполнения этой задачи вам понадобятся химическая промывка, домкрат, гаечный ключ и немного свободного времени. Для правильного проведения декарбонизации необходимо, чтобы химическая смесь контактировала с деталями, загрязненными нагаром.

Промывка баллонов керосином и бензином

Самым старым, но неэффективным способом очистки цилиндров является использование комбинации керосина и бензина. Для этого необходимо сначала довести двигатель до температуры. Затем выкручиваются свечи зажигания и в каждый цилиндр заливается небольшое количество смеси. После вкручивания свечей зажигания ведущее колесо автомобиля приподнимают домкратом и периодически проворачивают коленчатый вал, чтобы жидкость проникла в поршневые кольца. На автомобилях с механической коробкой передач коленчатый вал можно провернуть, включив четвертую, пятую или шестую передачу и вращая двигатель рукой за руль. При прокручивании необходимо ослабить свечи зажигания. После того как смесь некоторое время побудет в цилиндрах, двигатель запускается стартером, что приводит к сгоранию отделившегося нагара и остатков жидкости, выбрасывая ее из выхлопной трубы.

Растворители для очистки

Для очистки камер сгорания можно использовать растворитель, представляющий собой комбинацию ароматических углеводородов с небольшим количеством нафтенов, парафинов и ненасыщенных циклических углеводородов. Это вещество используется для растворения масел, битума, каучуков и других химических компонентов. Оно является основой большинства магазинных средств по уходу за автомобилем.

Коксование на основе растворителя

Коксование на основе растворителя чрезвычайно эффективно для избавления от нагара в камерах сгорания, и все, что требуется от вас,— это промывка в соответствии с инструкцией. К тому же обычный растворитель из хозяйственного магазина, возможно, не так эффективен, как профессиональная промывка, но он гораздо дешевле.

Димексид

Широко распространенным, но потенциально опасным способом коксирования является использование Димексида. Этот противовоспалительный и обезболивающий препарат, продающийся в аптеках, способен удалить любые отложения, даже самые сложные и труднорастворимые углеродные отложения.

Недостатки димексида

Димексид — мощный очиститель, который очень эффективно растворяет нагар, однако он также может растворять краску и повреждать некоторые пластмассы. Поэтому использование этого раствора сопряжено с риском отслоения краски от внутренней поверхности поддона картера и засорения фильтра масляного насоса или масляных каналов. По этой причине его обычно применяют только после разборки двигателя.

Циркуляция масла

Вместо того чтобы заливать активную химию в цилиндры, этот способ очистки двигателя предполагает ее циркуляцию по масляной системе. После заливки в моторное масло она распределяется по масляной системе и очищает все поверхности, с которыми соприкасается. К ним относятся масляные каналы, маслосъемные и компрессионные кольца, а также дренаж поршня.

Этот метод коксования может быть полезен на двигателях, имеющих ограниченный доступ к цилиндрам, или если в масляной системе имеется большое количество отложений.

Система впуска

Система впуска — это способ добавления активной химии в топливо или впрыска ее в систему впуска. Такой подход способствует удалению углеродистых отложений с поршней, компрессионных колец, клапанов и верхней части камер сгорания. С другой стороны, маслосъемные кольца не могут быть эффективно очищены, поскольку они не подвергаются полному коксованию. К этой же категории относится популярный в последнее время метод водородной очистки. Водород и кислород подаются в двигатель внутреннего сгорания, и он действительно успешно разлагает твердый углерод и превращает его в газ. Однако для разрушения углеродистых отложений в маслосъемных кольцах этого недостаточно. Эта процедура используется в основном для поддержания нормальной компрессии и чистоты форсунок.

Стоимость раскоксовки двигателя

Стоимость работ по раскоксовке двигателя в значительной степени зависит от используемой технологии и применяемых реагентов. При самостоятельных работах она может обойтись примерно в 1–7 тыс. руб. При использовании покупных средств, скорее всего, придется заплатить еще столько же. Стоимость удаления кокса в сервисном центре обычно составляет около 3–4 тыс. руб. Однако следует иметь в виду, что общие затраты могут оказаться выше.

Требуется немедленное коксование перед техническим обслуживанием

Для обеспечения оптимальных эксплуатационных характеристик необходимо проводить коксование перед такими видами технического обслуживания, как замена масла и фильтра или замена свечей зажигания. Невыполнение этого требования может привести к пагубным последствиям, поскольку активные элементы и углерод могут попасть в масляную систему, что, в свою очередь, может привести к необратимому повреждению компонентов двигателя. Последствия пренебрежения этим шагом могут оказаться гораздо более серьезными, чем предполагалось ранее.

Может ли помочь раскоксовка двигателя?

В некоторых случаях, при правильном и своевременном выполнении, раскоксовка двигателя может восстановить его работоспособность и продлить срок службы. Однако реальный результат не всегда гарантирован. Успех зависит от различных параметров, начиная от технологии очистки и используемого моющего средства и заканчивая конкретной ситуацией, конструкцией агрегата и степенью его износа. Обычно удается повысить компрессию, но устранить горение масла невозможно — раскоксовки недостаточно для очистки маслосъемных колец и дренажных отверстий в поршнях.

Предупреждение: Не используйте кока-колу для очистки двигателя!

Коксование двигателя может привести к серьезным и необратимым повреждениям, особенно при использовании димексида. Многие из используемых составов агрессивны по отношению к покрытиям поршней, маслу и всевозможным уплотнениям. Поэтому перед очисткой необходимо обязательно ознакомиться с инструкцией по применению. Можно действовать на свой страх и риск, но это требует опыта и знаний.

Кроме того, отшелушившийся кокс может повредить зеркало цилиндра или попасть под клапан. Профессионалы рекомендуют не пытаться очистить двигатель чудодейственными растворами. Наиболее эффективным и безопасным является обращение к профессионалу, специализирующемуся на ремонте двигателей.

Автомобили