Вот уже четверть века компания Chery Automobile находится на американских горках. Из скромной компании китайский автопроизводитель превратился в одного из самых конкурентоспособных игроков на российском автомобильном рынке. Постоянно обновляется и расширяется модельный ряд материнской марки, растет популярность премиальной линейки Exeed. Кроме того, готовятся к выходу на рынок марки Omoda и Jetour. В этой статье мы вспомним, как зарождалась компания Chery, и узнаем о ее современном состоянии.
Chery: Китайский автопроизводитель
Компания Chery — государственный производитель автомобилей, основанный в 1997 году в городе Уху (провинция Аньхой, Китай). Название Chery происходит от китайского слова «Qirui», которое можно перевести как «особо одаренный» или «очень удачливый». В английском языке оно ассоциируется со словами «cherry» и «cheery». Первоначально компания была создана для производства двигателей и автокомпонентов, но со временем стала полноценным автопроизводителем.
Первый автомобиль сошел с конвейера в декабре 1999 г. — широко известный и многократно переименованный лифтбек Fengyun, также известный как Fulwin, Windcloud, Flagcloud, A11, A168, Qiyun, Viana, Cowin 2, а в России — как Chery Amulet и Vortex Corda.
Фэнъюнь и его производные
Fengyun и его производные были клонами испанского Seat Toledo первого поколения, разработанного в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Когда компания Chery приступила к разработке этого автомобиля, ему уже было десять лет. После завершения его производства в Европе он был запущен в производство в Китае.
Простой дизайн от итальянского маэстро Джорджетто Джуджаро, удачная компоновка, обеспечивающая достаточно просторный для компактного автомобиля салон и огромный багажник, стали отличной основой для нового недорогого китайского автомобиля. Эта линейка автомобилей, как и Cowin 2, выпускалась до 2016 года. Можно было бы продлить и дальше, но спрос на нее стал очень низким, поскольку на китайском рынке появились более современные и интересные варианты по той же цене.
- Амулет Чери: Неудачная история С 2006 по 2008 год автомобиль Chery Amulet выпускался калининградским заводом «Автотор». В 2007 году автомобиль Amulet был протестирован газетой «Авторевю», и результаты оказались настолько плачевными, что многие отказались от его покупки. Низкие показатели безопасности и коррозионной стойкости «Амулета» сделали его нежелательным выбором.
Однако в 2010–2012 годах «Амулет» вновь появился в России. На ТагАЗе он выпускался под маркой Vortex Corda, созданной специально для России. Лифтбек Corda был одним из самых малопривлекательных среди трех моделей Vortex. Было очевидно, что Amulet больше нечего предложить в России.
Большой хит последних десятилетий от Chery
Кроссовер Tiggo компании Chery имел огромный успех в конце прошлого десятилетия. Он представлял собой нелегальное и неточное подражание Toyota RAV4 в пятидверном кузове. Он пережил несколько усовершенствований и модификаций названия (Tiggo FL, Tiggo 3, Vortex Tingo). Для многих россиян это был первый (а зачастую и последний) кроссовер, который они могли себе позволить. Цена была приемлемой, поэтому модель оставалась популярной на рынке вплоть до 2020 года, когда Chery вступила в совершенно иную технологическую эпоху.
Кроссоверы Chery в России
В 2019 году в России появились два кроссовера Chery: субкомпактный Tiggo 4 и компактный Tiggo 7. По своим потребительским качествам эти новинки заметно превосходят предыдущие модели Chery. Автомобили выглядели и управлялись лучше, чем раньше, и хотя некоторые проблемы все еще оставались, они были не настолько серьезными, чтобы остановить людей от их покупки.
Впервые бывшие владельцы автомобилей корейских, японских и европейских марок массово перешли на Chery. После кризиса 2014 года, когда произошло резкое падение курса рубля, продажи в российских дилерских центрах Chery резко возросли. В 2021 году было продано 37 118 автомобилей против 18 139 в 2014 году, и еще более впечатляющий рост по сравнению с 2019 (6 358 шт.) и 2020 годами (11 452 шт.).
Chery запускает в России премиальный бренд Exeed
В 2020 г. китайский автопроизводитель Chery наконец-то запустил на российском рынке свой премиальный бренд Exeed. Изначально марка называлась Cheryexeed в связи с особенностями местного рынка, но в конце лета 2020 года она вернулась к китайскому оригиналу. С тех пор автомобили Exeed продаются через собственную дилерскую сеть и даже на российских потребительских сайтах. В настоящее время Chery и Exeed рассматриваются как две разные организации.
Российский спрос на китайскую роскошь растет
Спрос на китайскую роскошь в России растет, а начавшиеся в феврале геополитические события только усилили его. В связи с уходом из страны европейских, американских и японских брендов премиум-класса успешные граждане стали больше инвестировать в дорогие китайские товары.
Компания Chery быстро поняла эту возможность и в ответ создала бренд Omoda. Этой осенью линейка моделей Chery, таких как Arrizo и Tiggo, будет доступна в России как «высокий средний класс» между Chery и Exeed. Вслед за Omoda на российский рынок, по слухам, придет молодежный бренд Jetour.
Jetour — китайский молодежный кроссоверный бренд
Jetour — автомобильный бренд, запущенный в Китае в 2018 году и ориентированный на молодую демографическую группу и автомобили умеренной ценовой категории. Он пользуется большим успехом: в 2019 году Jetour продал более 130 000 автомобилей только в Китае, а в 2021 году это число выросло до 150 000. Однако Chery хочет большего и недавно объявила об изменении модельного ряда Jetour.
К сожалению, не все бренды Chery оказались столь же удачливыми. В 2009 году компания запустила сразу три новых бренда — Karry, Rely и Riich. Однако из-за нерационального распределения ресурсов и отсутствия четкого направления развития в 2012 году Rely и Riich были сняты с производства, а Karry удалось выжить, хотя и с сокращенным продуктовым портфелем, состоящим в основном из бюджетных легких грузовиков и микроавтобусов.
Qoros — китайско-израильская автомобильная компания
В 2007 г. израильской корпорацией Chery и ее подразделением Kenon была создана автомобильная фирма. Сначала она называлась CQAC (Chery Quantum Automotive Corporation), а в 2011 г. получила название Qoros. Она была рассчитана на европейский, китайский и мировой рынки.
Семейство компактных автомобилей Qoros создавалось с нуля. Дебютная модель, Qoros 3, была представлена на Женевском автосалоне в 2013 году. Она была хорошо принята прессой и потенциальными покупателями благодаря европейскому дизайну и 5-звездочному рейтингу безопасности Euro NCAP. Но, к сожалению, она не оправдала ожиданий.
Qoros не смог выйти на европейский рынок
Компания Qoros не смогла эффективно организовать дилерскую сеть в Европе и продала лишь небольшое количество автомобилей. Кроме того, качество сборки отличалось (автомобили собирались в китайском городе Чанша), а продажи были минимальными даже в Китае. В 2014 г. компания Chery создала дочернее предприятие Cowin Auto (до этого Cowin использовалось для обозначения автомобилей Chery), ориентированное на самый низкий сегмент китайского рынка, в частности на молодых людей из провинциальных городов, испытывающих экономические трудности.
Cowin проводит ребрендинг
БрендCowinбудет подвергнут ребрендингу в связи с тем, что нынешний модельный ряд, представляющий собой слегка переделанные моделиChery, продается плохо. С июля этого года бренд будет изменен, чтобы сделать различия между моделями Cowin и Chery более четкими.
Кроме того, с 2024 годаЛоуи Вермерш, ранее работавший в ательеPininfarina, займется созданием полностью оригинального дизайна, эксклюзивного для линии Cowin. Пока неясно, что ждет это предприятие в будущем.
Reframed Text
Компании Chery и Jaguar Land Rover, принадлежащая индийской Tata Motors, объединили свои усилия в 2012 году с целью адаптации британских автомобилей к китайскому рынку. Производство началось через два года, в 2014 году. Компания Chery не участвует в текущих операциях, позволяя британцам полностью контролировать производственный процесс. Несмотря на отсутствие прямого управления предприятием, связь с таким престижным брендом, как Jaguar Land Rover, может положительно повлиять на репутацию Chery.
Попытки Chery выйти на рынок США
В 2007 г. компания Chery пыталась выйти на американский рынок, заключив партнерство с Chrysler для продажи своих субкомпактов A1/Kimo в качестве автомобилей Dodge. Однако от этого плана быстро отказались, якобы из-за опасений по поводу качества китайских автомобилей. Всего два года назад компания HAAH Automotive Holdings пыталась вывести марку Chery на американский рынок, продвигая свои модели Exeed как Vantas, а кроссоверы Chery как T-GO. Этот проект также провалился, предположительно, из-за пандемии, хотя некоторые считают, что в этом виноваты чрезмерные амбиции руководства компании. Но в 2021 году автомобили Chery под именем Chirey были отправлены в Мексику, которую можно рассматривать как часть Северной Америки.
Доля компании Chery на рынке электромобилей
Компания Chery имеет ограниченный выбор высокотехнологичных электромобилей и не может конкурировать с Tesla по мощности и дальности хода. Тем не менее, по данным CleanTechnica, компания занимает 4,8% китайского рынка электромобилей, что ставит ее на четвертое место после BYD (26,9%), SAIC (13,4%) и Tesla (8,3%). В основном это объясняется популярностью их небольших и доступных автомобилей, таких как eQ1 (46 914 единиц, проданных в Китае в первой половине 2020 года) и QQ Ice Cream (54 097 единиц, проданных в 2019 году).
Revisiting Russia
После краха ТагАЗа компания Chery начала сборку своих автомобилей на черкесском заводе «Дервейс». После его провала она затем временно вернулась на калининградский «Автотор». Собственного производства в стране компания так и не создала и не планирует, несмотря на многочисленные разговоры об этом. Потребность в местном производстве есть, но Chery неплохо справляется с экспортом из Китая.
Комментарии закрыты.